Фестиваль кино
Часы работы:
пн вт ср чт пт сб вс
10:00-18:00 10:00-18:00
17 февраля 2015 г.

Цикл лекций по Чайному действу в преддверии выставки "Раку: Вселенная в чайной чашке"

Цикл лекций по Чайному действу

в преддверии выставки "Раку: Вселенная в чайной чашке"

 

 

С марта по май 2015 года в Лекционном зале Отдела японской культуры "Japan Foundation" пройдет цикл лекций, посвященный Чайному действу в Японии. Данный цикл приурочен к скорому открытию в Москве и Санкт-Петербурге выставки керамики "Раку: Вселенная в чайной чашке". 

Место проведения: Лекционный зал Отдела японской культуры "Japan Foundation"

Адрес: Москва, ул. Николоямская, 1, центральный вход, 4 этаж

Вход свободный

 

РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ

1.        4 марта 2015 г., среда 19.00

В.П. Мазурик – "Путь Чая через призму японской философии и культуры" (общая вводная лекция)

2.        17 марта 2015 г., вторник 19.00

Н.Н. Голунова -  «Росистая земля — путь в мир чайной церемонии» (лекция о чайных садах)

3.        1 апреля 2015 г., среда 19.00

А.В. Кудряшова – «Пространство чайной комнаты» (лекция о восприятии пространства, типах комнат, токонома, цветах, свитках, благовониях)

4.        15 апреля 2015 г., среда 19.00

Л.В. Васильева – «Коммуникативный аспект в традиции Пути Чая» (лекция о типах чайного действа, атмосфере чайного собрания, ролевые установки участников)

5.        28 апреля 2015 г., вторник 19.00

 Е.А. Нестерова – «Особенности восприятия времени в чайном действе» (лекция о восприятии времени в Чае, "Восток-Запад"- исторические параллели)

6.        14 мая 2015 г., четверг 18.00

В.Г. Борисова-Жарова – «Материальная культура в традиции Пути Чая» (лекция о типах и сортах чая, о сладостях, еде «кайсэки», кимоно и др.)

7.        27 мая 2015 г., среда 19.00

В.П. Мазурик  — «Путь Чая через призму российской культуры » (заключительная лекция)

 

ИНФОРМАЦИЯ О ЛЕКЦИЯХ И ЛЕКТОРАХ

1) Мазурик Виктор Петрович — кандидат филологических наук, доцент кафедры японской филологии Института стран Азии и Африки МГУ, переводчик японской классической и современной литературы.  Исследователь японской поэзии и фольклора, участник российских и международных форумов по японской культуре, ведет курс японской литературы с древности до наших дней, а также ряд спецкурсов в Институте стран Азии и Африки. Президент  Московского отделения чайной школы «Урасэнкэ». Стажировка в международном центре «Урасэнкэ» в Японии в течение года. Автор множества статей о «Пути Чая».

Лекция I «Чайное действо: взгляд из Японии».     Японская культура обладает рядом качеств, способствовавших формированию классического Чайного действа. Задача лекции – продемонстрировать эти свойства на конкретных примерах и попытаться определить значение Тяною для японской и мировой культуры. Рассказ будет построен в хронологическом порядке, начиная с проникновения чайной традиции в Японию, через четырехвековой процесс ее трансформации до складывания канона Тяною в конце 16 века. Среди областей японской культуры, испытавших влияние Чайного действа, особое внимание будет уделено чайной керамике, и, в частности, истории мастеров Раку, а также творчеству величайшего чайного мастера конца 16 века Сэн-но Рикю. Особое значение лектор придает разъяснению наиболее трудных для понимания элементов Тяною и устранению характерных ложных стереотипов в восприятии японской чайной культуры на Западе. Для этого значительное время в конце лекции будет уделено ответам на вопросы слушателей. 

Лекция II «Чайное действо: взгляд из России».     Цель данной лекции – поделиться личным опытом общения с чайными мастерами в Японии и России, а также главными трудностями, с которыми пришлось столкнуться членам российской ассоциации школы Урасэнкэ. Думается, что этот опыт может оказаться весьма полезным не только тем, кому придется сотрудничать с японцами в любой сфере современной жизни, но и поможет понять, что сближает и разделяет культуры двух наших стран, чем отечественная японистика может внести существенный вклад в мировую. Почерпнутые из японского Чайного действа наблюдения касаются почти всех известных форм материальной и нематериальной культуры и наводят на глубокие размышления о сути человеческой цивилизации вообще. Данная информация может интересовать специалистов самого широкого профиля – социологов, психологов, этнографов, религиоведов, философов, филологов и т.д. Вопросы от слушателей будут играть такую же важную роль, как и в Лекции I.

 

 

2) Голунова Наталья Николаевна — член Московского отделения японской чайной школы Урасэнкэ с 2000 года. Продвинутый уровень «Сикадэн».  В течение нескольких лет работала в МГПИ и читала лекции на факультете дополнительного образования в рамках курса "Дизайн среды" по теме «ландшафтный дизайн». Неоднократно принимала участие в проведении чайных демонстраций и лекций в Москве, международных практических выездных семинарах и мастер-классах по искусству «Пути Чая» в Японии. Сфера интересов – ландшафтный дизайн, японские сады, чайные сады, растения, композиции цветов «тябана».

Лекция  «Росистая земля — путь в мир чайной церемонии». История распространения чая в Японии. Зарождение собственно чайной церемонии. Основатели чайного действа, патриарх чайной церемонии Сэн но Рикю. 4 философских принципа чайного действа. Чайный  сад, тропинка «родзи». Первые чайные сады. Сады чайных школ потомков Сэн но Рикю. Пространство-среда, в котором проводится чайная церемония. Принципы проектирования чайных садов. Чайные сады учеников Рикю – Фурута Орибэ и Кобори Энсю. 5 элементов «родзи». Ворота, дорожка к чайному павильону, конструкция для омовения – «цукубай», фонарь, беседка-скамейка для ожидания, вход в чайную комнату, колодец для воды, подставка для мечей, ограда сада. Понятие «митатэ-моно».  Основные камни в росистой земле. Растения в чайном саду. Смешанные посадки вечнозеленых и листопадных деревьев. Хвойные в «родзи». Искусство обрезания ветвей «сукаси». Мох в чайном саду. «Родзи» в разные сезоны. Цветовые оттенки чайного сада. Полное чайное действо – «тядзи». Образ сада во время движения, в единстве пространства и времени.  Сокровенный смысл чайного ритуала.

 

 

3) Кудряшова Анастасия Вячеславовна – доцент кафедры японской филологии ИСАА МГУ, кандидат филологических наук, специалист по структурной и прикладной лингвистике. Преподаватель искусства «Пути Чая» высшей категории, чайное имя «Сото». Вступила на Путь Чая в 1989 г., по настоящее время  ведет активную деятельность по распространению и популяризации культуры «Тядо» в России и за ее пределами. Преподавательская деятельность с 1993 г. Стажировка в международном центре «Урасэнкэ» в Японии в течение двух лет. Участие в международных и общероссийских конференциях, посвященных японской культуре, проведение мастер-классов в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Киеве (Украина), Хельсинки (Финляндия). Неоднократно принимала участие международных практических выездных семинарах и мастер-классах по искусству «Пути Чая» в Японии (Киото, Камакура), Италии (Рим), Германии (Фрайбург), Китае (Пекин, Шанхай). Член Правления и исполнительный директор НП «Тяною», куратор чайного класса «Сэйроан» в ИСАА МГУ, исполнительный директор Московского отделения японской чайной школы «Урасэнкэ».  Автор множества статей о «Пути Чая» на русском и японском языках, соавтор и создатель сайта о культуре Чая:   www.chanoyu.ru

Лекция «Пространство чайной комнаты» посвящена вопросам восприятия пространства участниками  чайного действа. Различные типы чайных комнат – «хирома», «кома»,  «даймэ-гири». Типы татами, их наименования, функциональная составляющая, место расположения токонома, ориентация «верх-низ». Прохождение по чайному саду и переход в чайное пространство — последовательный переход из пространства внешнего (мирского) к внутреннему (сакральному), условные границы в пространстве чайной комнаты – «кэккай», веер «сэнсу». Наиболее комфортное расстояние между хозяином и гостем. Создание атмосферы «единого сидения» — «итидза-конрю». Токонома, типы токонома, её роль в пространстве чайной комнаты, внутреннее убранство – свиток, цветы, благовония, праздничные и иные украшения. Особенности подборки и правила составления композиций из цветов («тябана») и свитков, типы «тябана» и свитков. Сезонность.  Различные типы благовоний – природные и искусственно созданные. Точки соприкосновения «Пути Чая» и «Пути Аромата», соотнесенность с поэтическими образами. Глубокая духовная составляющая «Пути Чая», необходимость знания каллиграфии, поэзии, лаковой миниатюры, керамики.

 

 

4) Васильева Людмила Владимировна – старший преподаватель кафедры японской филологии ИСАА МГУ, японист-переводчик. Член Московского отделения чайной школы «Урасэнкэ» с 1992 г. Сфера научных интересов – социолингвистика, поэтому коммуникативный аспект чайного действа всегда был особенно привлекателен. Еще в студенческие годы курсовую и дипломную работу писала по теме «Язык японского Пути Чая». Член Правления, директор по методической работе Московского отделения чайной школы «Урасэнкэ». Стажировка в международном центре «Урасэнкэ» в Японии в течение года. Участие в международных и общероссийских конференциях, посвященных японской культуре. Проведение лекций, демонстраций и мастер-классов в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Владивостоке, Киеве (Украина), Софии (Болгария), Париже (Франция).  Автор статей о «Пути Чая».

Лекция «Коммуникативный аспект в традиции «Пути Чая» — посвящена вербальным и невербальным взаимоотношениям участников чайного действа. Типы чайного действа, типы процедур «о-тэмаэ», сезонность, степени формальности. Полное чайное действо – «тядзи», семь основных видов «тядзи». Другие виды «тядзи». Процедура подготовки и проведения «тядзи». Атмосфера чайного собрания, выбор темы и основной идеи собрания. Ролевые установки участников, роль первого и последнего гостя. Вербальный и невербальный контакт,  передача от сердца к сердцу — «исин-дэнсин».

  • Главная цель Чайного действа (в общем) – это прием гостей, поэтому все действия мастера направлены на то, чтобы создать для гостей максимально комфортную, но при этом приличествующую ситуации, их положению и/или отношениям с мастером атмосферу.
  • В соответствии с перечисленными обстоятельствами, а также с той мыслью, настроением, душевным состоянием и т.п., которым он хотел бы поделиться с гостями, мастер выбирает форму и содержание встречи: выбирает форму встречи (более или менее формальную и т.п.), включает в нее те или иные виды тэмаэ (способы подачи чая и поддержания огня в очаге), подает гостям помимо чая и сладостей легкие закуски или даже полный обед… Как, почему и для чего делается выбор, будет рассказано на лекции.
  • Мастер и гости в процессе общения ведут беседы на разные темы. Время, содержание и даже форма таких диалогов достаточно строго регламентированы, предполагается использование изысканных форм и оборотов речи… Есть ряд тем, недопустимых для обсуждения в чайном пространстве. Есть, напротив, почти обязательные темы для бесед. Есть также и разнообразный язык жестов и знаков, незнание которого гостями может поставить их или мастера в неловкое положение… Сложные на первый взгляд правила при всем этом создают наиболее комфортную обстановку в чайной комнате.

 

 

5) Нестерова Елена Александровна - преподаватель Московского отделения японской чайной школы "Урасэнкэ", преподаватель философской школы "Новый Акрополь". Член Правления, директор-координатор Московского отделения чайной школы «Урасэнкэ». Стажировка в международном центре «Урасэнкэ» в Японии в течение года. Участие в международных и общероссийских конференциях, посвященных японской культуре, проведение лекций, демонстраций и мастер-классов в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве (Украина). Неоднократно принимала участие в международных практических выездных семинарах и мастер-классах по искусству «Пути Чая» в Японии и Германии. Автор множества статей о «Пути Чая».

Лекция «Особенности восприятия времени в чайном действе». Восприятие времени в японской культуре, восприятие времени в европейской культуре. Японская культура «Пути Чая» через призму отношения к категории времени. Философские принципы «Пути Чая». «Восток-Запад», исторические параллели.

 

 

 

 

6) Борисова-Жарова Виктория Геннадьевна – доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Государственного университета по землеустройству, кандидат юридических наук, преподаватель Московского отделения японской чайной школы "Урасэнкэ". Член Правления, директор по связям с общественностью Московского отделения чайной школы «Урасэнкэ». Стажировка в международном центре «Урасэнкэ» в Японии в течение года. Участие в международных и общероссийских конференциях, посвященных японской культуре, проведение лекций, демонстраций и мастер-классов в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве (Украина). Неоднократно принимала участие в международных практических выездных семинарах и мастер-классах по искусству «Пути Чая» в Японии, Великобритании и Германии.

Лекция «Материальная культура в традиции «Пути Чая». Различные типы и сорта чая, чай «маття», его производство, хранение, использование в чайном действе. Церемония «Робираки», ее цель и особенности проведения. Сладости «вагаси», типы сладостей в зависимости от уровней вежливости «син»-«гё»-«со». Особенности подачи чая и сладостей во время различных процедур приготовления «о-тэмаэ». Еда «кайсэки» — основные принципы сервировки и подачи, ингредиенты, цветовые сочетания, 5 вкусов. Еда, чай и сладости в полном чайном действе «тядзи». Кимоно, его типы, особенности ношения кимоно в чайном действе. 

E-mail:
© 2012 – 2024 Центр Японской Культуры «The Japan Foundation»