Часы работы:
11:00–19:00 11:00–18:00 12:00–18:00
Электронный каталог

Статья по лекции «Дизайн и японское искусство»

 

Статья по лекции Шишкиной Галины Борисовны

«Дизайн и японское искусство»

  

11 октября в Отделе японской культуры состоялась лекция Шишкиной Галины Борисовны,

саршего научного работника Государственного музея Востока.

Галина Борисовна была куратором ряда выставок, посвященных японскому искусству.

 

Свою лекцию, посвященную дизайну и японскому искусству, Галина Борисовна начала с демонстрации слайда, на котором была изображена фусума (скользящая дверь в виде обклеенной с двух сторон бумагой деревянной рамы), расписанная Кано Эйтоку и относящаяся к 16 веку.

 Как объяснила Галина Борисовна, само понятие дизайна появилось в Японии только в конце 19-го века и явилось продуктом промышленности и массового производства. Однако еще задолго до этого времени существовали те элементы, которые заложили основы для появления дизайна. Примером этого может послужить роспись вышеупомянутой фусума, поскольку роспись сама по себе является частью дизайнерского проекта помещения. Во время росписи фусума каждый художник должен был учитывать специфику помещения.

Дизайн считается самым популярным видом современного искусства, в частности, тесно связан с декоративно-прикладным искусством. При этом часто возникает вопрос, каким образом следует разграничивать понятия искусства и дизайна и следует ли их разграничивать вообще. Однако существует один критерий подобного разграничения. Художник творит, пытаясь найти ответы на собственные вопросы, в то время как дизайнер помогает решать проблемы или задачи, поставленные перед ним другими.

Позже стали развиваться разные виды дизайна: промышленный дизайн, художественный дизайн и другие. Работа в этом направлении требовала коллективных усилий. Помня о том, насколько сильно близок японцам дух коллективизма, несложно понять, почему дизайн у японцев достиг таких высот.

Во время лекции Галина Борисовна не раз заостряла внимание на том, что одной из самых сильных сторон японского дизайна является связь с предшествующей национальной традицией.

В качестве иллюстрации Галина Борисовна привела шестистворчатую ширму (фусума) художника Каяма Матадзо, который темой росписи сделал фестиваль Танабата. Данная работа безусловно выглядит современно и напоминает дизайнерскую работу. Сам праздник отмечается японцами 7-го июля, а в основе его лежит красивая легенда о любви ткачихи и волопаса. По легенде отец Ткачихи, недовольный тем, что она прервала работу из-за любви к волопасу, разлучил влюбленных. Такчиха, которая превратилась в звезду Вега, а волопас – в звезду Альтаир, смогли встречаться лишь раз в год благодаря тому, что небесная сорока, раскрыв крылья, помогает влюбленным преодолеть Млечный путь, который лежит между двумя звездами.

В этой работе художник объединил три стихии – небо (в образе месяца), землю (в образе бамбука) и воду (в образе волн). Особая ритмика картины, воплощенная в особом движении волн на картине, является особенностью национальной живописи.

Кроме того, в этой работе Каяма объединяет прошлое и настоящее, мастерски используя и сочетая приемы традиционной живописи (изображение бамбука)  и современной (особое начертание полосок).

Кроме того, Галина Борисовна сравнила произведение декоративно-прикладного искусства прошлого времени и времени настоящего. Во время лекции использовалось большое количество иллюстрационного материала, сама лекция была насыщена интереснейшим фактическим, сравнительно-историческим материалом.

 В частности, Галина Борисовна затронула тему развития эстетического восприятия японцев, начиная с эпохи Хэйан. Лектор рассказала о том, как эстетика «моно но аварэ» трансформировалась в мировосприятие югэн, а позже в ваби-саби и о том, как это повлияло на японское искусство и дизайн. Это придало живописи и дизайну необычайно богатую палитру красок.

В действительности, большую часть современной японской массовой продукции можно отнести к вещам, в которых дизайну отводится не последнее место. Даже из таких простых вещей повседневного обихода, как хасиоки (подставка для палочек) или блюдце японцам удается сделать предметы, в которых, каждый, кто хоть немного разбирается в японском искусстве, может найти что-то сокровенное.

Светлана Сенникова

Дизайн и разработка RPA-DESIGN При участии FRILANS.RU