Часы работы:
11:00–19:00 11:00–18:00 12:00–18:00
Электронный каталог

Статья по лекции Юми Нисимото "Традиционные японские манеры"

 

26 октября в Отделе японской культуры состоялась лекция о японском этикете.

В зале было не протолкнуться от желающих услышать рассказ о японских манерах из уст непосредственного носителя этих манер.

Уполномоченный директор художественного музея «Хинэно», главный менеджер по исследованию рынка компании IGIN, исследователь японской культуры и искусства, а также просто красивая и невероятно обаятельная  женщина Юми Нисимото познакомила москвичей с основополагающими принципами японской культуры взаимоотношений между людьми на примере нескольких правил этикета.

Лектор рассказала о четырех основных моментах: о поклоне, о порядке размещения гостей, об обращении с вещами и о том, как следует подавать чай.

 

Существует 3 вида поклонов: поклон первого уровня - самый простой, поклон второго уровня -средний и поклон третьего уровня - глубокий.

Выбор поклона будет зависеть от цели, положения визави и общей ситуации в целом.

Самый простой поклон обычно используют при случайной встрече на улице, в магазине.

Поклон второго уровня, то есть средний, используют обычно тогда, когда присутствует момент общения, короткий разговор.

При самом глубоком поклоне (он же – формальный поклон) кланяющийся должен склониться приблизительно на 45 градусов. Когда кланяющийся склонился в формальном поклоне, ему следует ненадолго задержаться в таком положении.

Если знакомые столкнулись на улице и у одного из них обе руки заняты покупками, то обычно обходятся поклоном первого уровня, то есть самым простым поклоном. Но бывают случаи, когда ситуация требует формального поклона, и вот тут тот, у кого заняты руки, ставит свои покупки рядом и приветствует своего визави, соблюдая все формальности глубокого поклона.

 

Г-жа Нисимото поведала нам также о том, что в Японии существуют определенные правила размещения гостей.

Наиболее важной позицией является левая сторона.

Дело в том, что раньше императорский дворец в Киото был обращен на юг, и получалось, что его левая сторона стояла лицом на восток. А как известно, еще с древних времен солнце почиталось в Японии как божество. Таким образом, левая сторона считалась стороной божества.

Наименее важная позиция  - у выхода.

Однако при выборе места для гостя, следует также учитывать расположение цветов, картин, окна, из которого может светит солнце и тем самым доставлять неубоство гостю.

Вещи следует подавать двумя руками. Таким образом Вы проявите уважение к собеседнику, и вероятность того, что Вы уроните передаваемую вещь будет минимальна.

Немаловажную роль также будет играть уровень, на котором Вы будете нести вещь.

Чем выше Вы несете вещь, тем формальнее ситауция, тем большее почтение Вы хотите выказать тому, кому преподносите ее.

Передача вещи на уровне живота будет говорить о неформальности ситауции или недостаточном уажении к собеседнику и вещи.

Сэнсэй привела в пример следующую ситуацию.

Во время ожидания знакомого, которому Вы планируете вручить подарок, ставить подарок на пол считается невежливым. В таком случае подарок следует поставить на соседний стул или даже на стол. При отсутствии предметов, на которые можно поставить подарок в ожидании знакомого, подарок следует держать в руках.

 

Чай подают гостям, начиная с самого важного гостя. Однако проносить чай следует с той стороны, где сидят менее важные гости.

Если подают только чай, его следует ставить по центру перед гостем.

Если к чаю подают сладости, то чай следует ставить с правой стороны, а сладости – по центру.

Разумеется всегда надо помнить о правилах этикета и пытаться соблюсти все принципы. Однако если Вы забыли один из пунктов, или Вам никак не удается соблюсти все правила этикета в полном объеме в силу сложившихся обстоятельств, имеющегося интерьера и других объективных причин , не беда, - говорит лектор.

 

Соблюдение правил чрезвычайно важно, но не менее, а может быть, даже более важными считаются внимание и забота к Вашему знакомому, собеседнику, гостю.

Даже если Вы допустили ошибку или сознательно опустили один из моментов в силу объективных причин, достаточно извиниться.

Ведь гость и сам понимает, что, Вам сложно подать, скажем, десять чашек чая десяти гостям через узкий проход между стеной и стульями гостей. Первый гость сам предложит свою помощь и начнет передавть чашки с чаем дальше до самого крайнего гостя.

И можете быть спокойны, никто Вас не осудит за то, что Вы не выполнили акробатические трюки по подаче чая каждому гостю лично, пытаясь протиснуться между стеной и спинами гостей, вдобавок перепрыгивая через вещи присутствующих.

                                                                                                                                                                                                                                           Елена Лихачева

Дизайн и разработка RPA-DESIGN При участии FRILANS.RU