Фестиваль японского кино в «Иллюзионе»
Фестиваль японского кино в "Иллюзионе"
26 июля — 1 августа
“Выдающиеся японские кинорежиссёры — пионеры разных эпох:
От “Никкацу Экшн”, “Новой волны” к Такэси Китано”
Широко известно, что в конце 1950-х годов во французском кинематографе зародилось течение, впоследствии получившее название “Новая волна”. В Японии в начале 1960-х годов также появилась своя “Новая волна”, которую представляли такие режиссёры студии “Сётику”, как Нагиса Осима, Масахиро Синода, Ёсисигэ Ёсида. Однако и в возникшем ранее направлении “Никкацу Экшн” молодые режиссёры Сэйдзюн Судзуки, Ко Накахира, Умэцугу Иноуэ, Тосио Масуда и другие создавали великолепные фильмы в своём особенном стиле, работая в системе поточного производства “Програм Пикчер” на студии “Никкацу”. К 1970-м годам режиссёры “Японской новой волны” снимали фильмы через независимые кинематографические агенства, а творческий потенциал режиссёров студии “Никкацу” был практически исчерпан, хотя в 1983 Сёхэй Имамура, которого называют последним гением, рождённым “Никкацу”, получил Золотую пальмовую ветвь на Международном кинофестивале в Каннах за фильм “Легенда о Нараяме”. Такое развитие японского кинематографа привело к появлению в конце 1980-х и 1990-х годах группы новых режиссёров, наиболее знаменитым представителем которой является Такэси Китано.
В эту ретпроспективу вошли первые произведения некоторых режиссёров студии “Никкацу” (Умэцугу Иноуэ, Тосио Масуда) и “Сётику” (Ёсисигэ Ёсида); знаковая лента великого художника Имамура Сёхэй, а также 3 фильма Такэси Китано, среди которых его дебютный боевик и последовавшие за ним работы, в которых Китано развил свой неповторимый стиль.
Таким образом мы делаем обзор развития японского кинематографа с 1950 по 1990 годы, поставив в центр внимания ряд развлекательных фильмов “Никкацу Экшн”, ключевое произведение “Новой волны” и картины лидера соверменного японского кино Такэси Китано.
26 июля 19:00
Открытие "Ураганный барабанщик"
(1957г., Умэцугу Иноуэ / “Никкацу”, 100 мин., цв.)
27 июля 20:00
"Горячие источники в Акицу"
(1962г., Ёсисигэ Ёсида / “Сётику” , 112 мин., цв.)
28 июля 20:00
"Красный платочек"
(1963г., Тосио Масуда / “Никкацу”, 98 мин., цв.)
29 июля 20:00
(1983г., Имамура Сёхэй / “Сётику”, 139 мин., цв.)
30 июля 20:00
"Жестокий полицейский"
(1989г., Такэси Китано / “Сётику”, 103 мин., цв.)
31 июля 20:00
"Точка кипения"
(1990г., Такэси Китано / “Сётику”, 96 мин., цв.)
1 августа 20:00
"Снял кого-нибудь?"
(1994г., Такэси Китано / “Office Kitano”, 110 мин.)
РЕЖИССЕРЫ
(1923 — 2010)
Японский кинорежиссер, сценарист, поэт
Родился в Киото. Выпускник экономического факультета университета Кейо. В 1947 году устраивается на работу в студию «Синтохо», начинает активно продвигать собственные сценарии и уже на пятый год работы становится режиссером картины «Группа поддержки для любви». В 1955 году переходит на студию «Никкацу». Начинает заниматься фильмами с участием начинающего актера Юдзиро Исихара, который проснется знаменитым после выхода фильма «Ураганный барабанщик». С 1960 года начинает путь фрилансера и работает в различных японских киностудиях. Кроме японских киностудий, работает также в Гонконге. По количеству своих работ занимает первое место среди послевоенных японских режиссеров.
(род. в 1933)
Японский кинорежиссер
Уроженец префектуры Фукуи. В школьные годы изучал французский язык и увлекался французским кинематографом. В старших классах отправлял свои стихи на радио NHK и становился призером конкурсов, а также писал сценарии, по которым ставились пьесы на школьных фестивалях. В 1951 году поступает на филологический факультет Токийского университета, а после окончания университета в 1955 году устраивается ассистентом режиссера в киностудию «Офуна» компании «Сётику». В качестве режиссера дебютировал в 1960 году с фильмом «Ни на что не годный». Является одним из членов группы режиссеров «Новая волна». В 1966 году основывает собственную независимую киностудию.
С 1973 года начинает заниматься съемками документальных фильмов, но через 13 лет возвращается к художественным фильмам и снимает картину «Договор человечества». Одна из последний работ – «Женщины в зеркале» (2002). В 2003 году Правительством Франции награжден Орденом Искусств и Литературы.
(род. в 1927)
Японский кинорежиссер
Уроженец префектуры Хёго. Окончил русское отделение Осакского университета иностранных языков. После работы ассистентом режиссера на студиях «Синтохо» и «Никкацу» в 1957 году в возрасте 27 лет дебютирует в качестве режиссера с картиной «Путешествие души и тела», став на тот момент самым молодым режиссером в истории японского кинематографа.
После ухода со студии «Никкацу» работает над такими известными картинами, как «Тора! Тора! Тора!», «Предсказания Нострадамуса», а также мультипликационный фильм «Космический корабль Ямато» и другими.
В 1999 году стал кавалером Ордена восходящего солнца IV степени.
(1926 — 2006)
Японский кинорежиссер, сценарист
Родился в Токио. В студенческие годы состоял в театральном кружке, однако после просмотра фильма Акира Куросава «Пьяный ангел» решил стать режиссером. В 1951 году после окончания филологического факультета университета Васэда был принят на работу в киностудию «Сётику» в должности ассистента режиссёра, пройдя жесточайший конкурсный отбор, а в 1954 году покинул «Сётику» и перешёл на киностудию «Никкацу», где сразу же почувствовал разительное отличие от сверхдогматичной организации работы, принятой в прежней киностудии.
В 1957 году ассистировал режиссёру Юдзо Кавасима в работе над его шедевром «Солнце последних дней сёгуната», а также написал сценарий к фильму Кирио Ураяма «Улица с куполом». Несмотря на высокую оценку критиков фильмов «Свиньи и броненосцы», «Женщина-насекомое», «Красная жажда убийства» и других своих ранних работ, в 1960-х Имамура некоторое время, лишённый заказов на новые фильмы, жил в полной нищете.
Дважды стал обладателем главного приза Каннского фестиваля за фильмы «Легенды о Нараяме» и «Угорь».
Такэси Китано
(род. в 1947)
Японский кинорежиссёр и актёр, комедиант, сценарист, писатель, поэт и художник, телеведущий
Родился в Токио. В 1965 году Китано поступил на инженерный факультет университета Мэйдзи, однако уже на втором курсе ушёл из дома и был отчислен из-за большого количества пропусков, несмотря на то, что его успеваемость оставалась на уровне выше среднего.
Прошел тяжелый путь от работы лифтером в стриптиз-барах до известного комика в дуэте «Two beats». Дебют в качестве режиссера состоялся в 1989 году с фильмом «Жестокий полицейский», где изначально должен был играть главную роль. В 1994 году Китано попал в аварию, ранения вызвали паралич одной стороны его тела, однако после операций Китано продолжил свою карьеру и до сих пор является одним из самым узнаваемых лиц мирового кинематографа.
Командор Ордена Искусств и литературы (Франция).
Дважды лауреат Венецианского международного фестиваля (Золотой лев за фильм «Фейерверк», серебряный лев – за фильм «Затоичи», удостоен Первого приза 30 Московского международного кинофестиваля «За выдающийся вклад в мировой кинематограф»).
О ФИЛЬМАХ
Ураганный барабанщик (1957, 100 мин)
Производство – «Никкацу»
Режиссер –Умэцугу Иноуэ
Сценарий –Умэцугу Иноуэ, Даи Нисидзима
По роману Умэцугу Иноуэ
Оператор –Иссэн Иваса
Композитор –Сэйтаро Омори
В ролях – Юдзиро Исихара, Кёдзи Аояма, Фукуко Саё, Миэ Китахара
Действие фильма происходит в Токио в 1950-е годы. Сёити мечтает стать барабанщиком в джазовом ансамбле. Он не обделен талантом, но из-за своего необузданного характера часто попадает в неприятные ситуации. Хозяйка джаз-банда Мияко берет его под свое покровительство, после того как ее протеже и любовник Чарли Сакурада изменил ей с танцовщицей Мэри и ушел из ансамбля, чтобы начать самостоятельную карьеру. Соперничество Сёити и Чарли не ограничивается музыкальной сценой, иногда свое превосходство приходится доказывать кулаками. Но больше всего Сёити страдает оттого, что мать считает его ни на что не годным тунеядцем. Пример младшего брата Эйдзи, учащегося в музыкальном колледже, служит ему постоянным укором…
Юдзиро Исихара (Сёити) дебютировал как актер в 1956 году в фильме «Солнечный сезон», снятом по роману его брата, известного писателя и нынешнего мэра Токио Синтаро Исихары. Кумир женской аудитории, Юдзиро Исихара прославился ролями в фильмах, изображающих молодежную культуру 1950-х годов, и стал выразителем так называемого «солнечного поколения» в период, когда погоня за наслаждениями была одной из форм молодежного бунта против традиционного общества.
Горячие источники в Акицу (1962, 112 мин)
Производство – «Сётику»
Режиссер – Ёсисигэ Ёсида
Сценарий – Ёсисигэ Ёсида
По роману Синдзи Фудзивара
Оператор –Тоитиро Нарусима
Композитор – Хикару Хаяси
В ролях – Марико Окада, Хироюки Нагато
Летом 1945 года студент столичного колледжа Сюсаку, больной туберкулезом, тяжело переживающий поражение своей страны в войне, приезжает в отдаленную горную деревню Акицу, чтобы свести счеты с жизнью. Его спасает Синко, мать которой владеет гостиницей на горячем источнике. Через три года Сюсаку возвращается в Акицу, чтобы восстановить пошатнувшееся от беспорядочной жизни здоровье. Сюсаку и Синко чувствуют взаимное влечение. Сюсаку просит Синко совершить с ним двойное самоубийство, но она слишком любит жизнь. В следующий раз Сюсаку приезжает в 1951 году, он уже женат, но не может забыть Синко. Проходят десять лет, и Сюсаку, служащий столичного издательства, вновь приезжает в Акицу, чтобы теперь уже навсегда расстаться с Синко. Но чувства вновь захлестывают его. 1962 год. Сюсаку приезжает по делам в Акицу. Гостиница продана, Синко живет одна. Теперь уже она предлагает ему совершить самоубийство…
Режиссер Ёсисигэ Ёсида, дебютировавший в 1960 году, считается одним из основателей, вместе с Нагисой Осимой и Масахиро Синодой, «новой волны» в японском кинематографе. Фильм «Горячие источники в Акицу» принадлежит к раннему периоду творчества режиссера.
Красный платочек (1964, 98 мин)
Производство – «Никкацу»
Режиссер – Тосио Масуда
Сценарий – Эи Огава, Ивао Ямадзаки, Тосио Масуда
Оператор – Ёсио Мамия
Композитор – Харуми Ибэ
В ролях – Юдзиро Исихара, Хидэаки Нитани, Рурико Асаока
Миками и Исидзука, полицейские детективы в Иокогаме, преследуют наркоторговца. В процессе погони преступника сбивает грузовик, и при этом исчезает портфель, который он имел при себе. Полицейские допрашивают владельца съестной лавки, Хираоку, находящегося поблизости, но тот отказывается сотрудничать. Когда Хираока пытается совершить побег из полицейского участка, Миками стреляет и убивает его. Начинается служебное расследование, детективов обвиняют в излишнем давлении на обвиняемого. Проходит четыре года. Миками работает на строительстве дамбы на севере страны. Он узнает, что его бывший напарник, уволившись из полиции, внезапно разбогател и собирается жениться на дочери Хираоки. Миками возвращается в Иокогаму, чтобы свести счеты с прошлым.
Легенда о Нараяме (1983, 131 мин)
Производство – «Toei & Imamura Production»
Режиссер – Сёхэй Имамура
Сценарий – Сёхэй Имамура
По роману Ситиро Фукадзава
Оператор – Масао Тотидзава
Композитор – Синъитиро Икэбэ
В ролях – Кэн Огата, Сумико Сакамото, Аки Такэдзё
В деревне, расположенной у подножья горы Нараяма, с древних времен существует обычай – каждый достигший семидесяти лет должен подняться зимой на гору, где его ждет неминуемая смерть, чтобы избавить нищую деревню от лишнего едока и продемонстрировать свою веру в божество – покровителя горы. Орин еще полна сил, но и ей пришла пора отправляться навстречу смерти. Ее сын нашел себе вторую жену из соседней деревни и у ее внука жена была беременная. Но вскоре беременную жену и ее отца уличают в мелком воровстве и закапывают живьем в землю. Приближается зима, и Орин объявляет сыну, что готова к восхождению на гору Нараяма.
Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» фестиваля в Каннах в 1983 г.
Жестокий полицейский (1989, 103 мин)
Производство – «Сётику-Фудзи»
Режиссер – Такэси Китано
Сценарий – Хисаси Нодзава
Оператор – Ясуси Сасакибара
Композитор – Дайсаку Кумэ
В ролях – Такэси Китано, Макото Асикава, Хакурю
Адзума – полицейский детектив, склонный к насилию. Он может избить подростка-хулигана, задавить убегающего преступника. В то же время он нежно заботится о своей больной сестре Акари и всегда готов помочь своим коллегам полицейским. Однажды Адзума и его молодой партнер Кикути, допрашивая наркоторговца, узнают, что полицейский Иваки замешен в торговле наркотиками. Вскоре Иваки находят мертвым. Адзума выслеживает и арестовывает убийцу, Киёхиро, но на допросе в участке выходит из себя и, намереваясь убить Киёхиро, случайно попадает в пытавшегося остановить его полицейского. Адзуму увольняют из полиции, но Киёхиро не забыл унижений и побоев и клянется отомстить. Он отнимает у Адзумы самое дорогое, что у него есть, — его сестру…
Дебютный фильм Такэси Китано.
Точка кипения (1990, 96 мин)
Производство – «Сётику»
Режиссер – Такэси Китано
Сценарий – Такэси Китано
Оператор – Кацуми Янагидзима
В ролях – Такэси Китано, Масахико Оно, Юрико Исида
Масаки работает на бензоколонке, а в свободное время играет в бейсбол в местной команде. Однажды у него происходит столкновение с гангстером, не довольным тем, как ему помыли машину. После обмена ударами, гангстер притворяется пострадавшим и требует возмещения ущерба, а это неминуемо приведет к банкротству бензоколонки. Такаси, владелец местного бара и поклонник бейсбольной команды, сам бывший гангстер, хочет помочь, но оказывается жертвой своих бывших подельников. Масаки и его друг Кадзуо решают отправиться на о. Окинаву, чтобы достать оружие и отомстить обидчикам…
Второй фильм, в котором Такэси Китано выступил в качестве режиссера.
Снял кого-нибудь? (1994, 110 мин)
Производство – «Офис Китано»
Режиссер – Такэси Китано
Сценарий – Такэси Китано
Оператор – Кацуми Янагидзима
В ролях – Данкан, Сёдзи Кобаяси, Тецуя Юки, Такэси Китано
Асао одержим сексом. Но чтобы пользоваться успехом у женщин, надо иметь шикарную тачку. А все, что он может себе позволить, это маленький автомобиль, да и тот скоро оказывается под колесами мусороуборочной машины. Продав внутренние органы деда, он приобретает подержанный кабриолет, но и тот приносит ему одни неприятности. Новая фантазия – секс со стюардессой в первом классе самолета. Где достать денег? Разумеется – ограбить банк. Асао преследуют неудачи, но он не унывает. То он – актер, то – искатель сокровищ, то – наемный убийца на службе якудза. Наконец, он встречается с ученым, обещающим сделать его человеком-невидимкой…