Фестиваль кино
Часы работы:
пн вт ср чт пт сб вс
10:00-18:00 10:00-18:00
17 января 2013 г.

ИСТОРИЯ ЯПОНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ЯПОНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 Цикл лекций

Данный цикл лекций представляет собой обзор музыкальных традиций Японии, которые начали формироваться более тысячи лет назад и существуют по сей день. Оркестровая и сольная, вокальная и инструментальная, светская и религиозная – традиционная музыка Японии бесконечно разнообразна и удивительно интересна как сама по себе, так и в качестве звукового контекста самых различных сторон жизни истории, культуры, искусства Японии.

Лекции сопровождаются просмотром видео- и фотоматериалов, прослушиванием аудиозаписей, а также практической демонстрацией музыкальных инструментов (кото, сямисэна, сякухати).   

Лектор: Клобукова (Голубинская) Наталья Федоровна

Начало  лекций : 18.00

Место проведения: лекционный зал Отдела японской культуры в ВГБИЛ (ул.Николоямская, 1, центральный вход, 4 этаж)

Справки: 8(495)626-55-83/85

 

Расписание:

 

30 января

1.   Японская музыка: калейдоскоп традиций (вводная лекция).

20 февраля

2.  Постоянство изменчивости: музыка придворного оркестра гагаку.

26 февраля

3.  Церемония и обряд: музыка буддизма.

7 марта

Внимание! Лекция "Путешествие в мир божеств: музыка синто" переносится на 12 марта 18:00

4. Путешествие в мир божеств: музыка синто.

13 марта

5. Героические сказания прошлого: музыка для лютни бива.

20 марта

6.  Шум ветра в стволе бамбука: музыка для флейты сякухати.

10 апреля

7. Иллюзия театра или театр иллюзий: музыка театра Но.

17 апреля

8. Грёзы спящего дракона: музыка для цитры кото.

23 апреля

9. Трёхструнный жеребенок: музыка для лютни сямисэн.

15 мая

10. По великому цветочному пути: музыка театра кабуки.

23 мая

11. Голоса полей у подножия гор на берегу моря: народная японская музыка.  

28 мая

12. Позавчера, вчера, сегодня: современная жизнь японской музыкальной традиции.  

 

О лекторе:

 

КЛОБУКОВА (ГОЛУБИНСКАЯ) НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА 

 

Этномузыколог, культуролог, музыкант. Закончила Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского по специальности «культурология» со специализацией «Музыкальные культуры мира». Специализация и область научных интересов – история японской музыкальной культуры. С 2000 г. по настоящее время – ведущий специалист Центра «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. С 2005 г. — преподаватель истории японской музыкальной культуры Института восточных культур и античности РГГУ, кафедра «История и филология Дальнего Востока». С 2006 г. — преподаватель истории японской музыкальной культуры ИСАА МГУ, кафедра «История и культура Японии».

С 1998 г. по настоящее время — солистка и преподаватель ансамбля японской музыки «Wa-On» при Московской консерватории. Участница и один из организаторов ежегодного международного фестиваля японской музыки в Москве «Душа Японии» (с 1999 г.). Обладательница преподавательских сертификатов Школы традиционной японской музыки «Sawai Sokyoku In»: коси (инструктор, 2003 г.); кёси (преподаватель, 2012 г). Выступала с концертами и публичными лекциями по истории японской музыки в Киото, Осака, Оцу, Гифу (Япония), Москве, Санкт-Петербурге, Оренбурге, Саратове, Ярославле, Рыбинске, Костроме, Казани, Риге. Выступала вместе с такими известными японскими музыкантами, как Саваи Хикару (глава школы Sawai Sokyoku In), Саваи Кадзуэ, Ивахори Кэйко, Симидзу Кохэй, Ёсимура Нанаэ, Мицухаси Кифу, Аоки Сёдзи, Окада Митиаки, Фуками Сатоми, Томинари Сэйдзё, Нисимура Марико и др. Первая исполнительница нескольких сочинений современных российских композиторов для цитры кото (В.Галутва, М.Воинова, О.Ростовская, А.Михайлова).

В 2011 г. получила Грант Японского Фонда на исследования в области традиционной музыки; с января по декабрь 2012 г. работала в качестве приглашенного исследователя в Центре по изучению традиционной музыки Университета искусств Киото (Kyoto Shiritsu Geijutsu Daigaku). Область научных интересов – история японской музыкальной культуры периода Мэйдзи (1868-1912). Изучала исполнительскую традицию дзиута и сокёку (проф. Ивахори Кэйко), традицию сямисэн-нагаута (проф. Кинэя Кацуситиро), театральную традицию кёгэн (проф. Сигэяма Акира, Сигэяма Додзи).

Автор многочисленных публикаций по истории традиционной японской музыки.  

 

Лист публикаций:

 

  1. Традиционный вокально-инструментальный стиль японской музыки кумиута // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения»,  2006.
  2. Адаптация звуковой культуры: о российском ансамбле японской традиционной музыки // Материалы международной конференции, посвященной 50-летию дипломатических отношений Японии и России,  2006.
  3. Начало звука: из истории японской цитры кото // Материалы международной научно-практической конференции «5-е Серебряковские чтения», 2007.
  4. Тайна секретной пьесы для кото. Из истории японской традиционной музыки // Проблемы музыкальной науки,  2007.
  5. Категория секретности в японской традиционной музыке // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения», 2007.
  6. Из истории японской музыкальной нотации: вопросы терминологии // Материалы научной конференции «Вселенная звука», 2008.
  7. Статья Н.Д.Бернштейна «Японская музыка»: взгляд через 100 лет // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения», 2008.
  8. Миро- и звуко-восприятие слепого музыканта. По книге Мияги Митио «Кото то дзинсэй» («Кото и жизнь человека») // Проблемы когнитивной музыкологии. Материалы научно-теоретической конференции, 2009.
  9. Проблемы адаптации русского певческого канона в японской православной Церкви // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения», 2009.
  10. Музыка – разговор человека с божеством // Восточная коллекция, 2009.
  11. Музыкальная культура Японии в эпоху Мэйдзи (по дневникам о.Николая Японского) // Orientalia et Classica. Выпуск XXXII. 2010.
  12. Дзиута: истоки и жизнь традиции // Pax Sonoris. 2010.  
  13. От мифологии к органологии: «драконья» символика в названиях частей цитры кото // Ритмы и голоса природы в музыке. Материалы международной научно-практической конференции Российского института искусств, 2010.
  14. Первые записи японской традиционной музыки: три берлинских архива начала XX в. // Материалы международного инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения», 2010.
  15. Взглянув, услышать: о традиционных японских музыкальных инструментах по японской гравюре XVIII-XIX вв. // Российское искусствознание о японском искусстве, 2011.
  16. Аудиодокумент как средство познания и объект изучения: первые европейские и американские записи японской музыки начала XX в. // Сборник «Модернизация и традиции» (Материалы XXVI Международной конференции «Источниковедение и историография стран Азии и Африки), 2011.
  17. Музыкальная культура // История японской культуры. Учебное пособие для высших учебных заведений. 2011.
  18. Искусство или пытка звуком? О восприятии традиционной японской музыки // Orientalia et Classica. Выпуск XXXIII, 2012.
  19. Музыкальная история. По страницам дневников Николая Японского // «Восточная коллекция», 2012.
  20. Росиа ни окэру нихон онгаку э но кансин / Интерес России к японской музыке // Бюллетень Центра по изучению традиционной музыки Университета искусств Киото, 2012 (в печати).
E-mail:
© 2012 – 2024 Центр Японской Культуры «The Japan Foundation»