Лекция Каё Фукума «Влияние русского искусства на современное японское искусство»
Преподаватель филологического факультета Университета Тиба Каё Фукума рассказала собравшимся 22 декабря в Отделе японской культуры «Japan Foundation» в ВГБИЛ о влиянии русского искусства на современное японское искусство.
Свой рассказ лектор построила вокруг трех знаменательных произведений японской живописи, каждая из которых по-своему связана с Россией.
Первая работа - икона, которая оказалась важным историческим открытием последних лет. Икону написала художник-конструктивист Варвара Бубнова.
Вторая работа – портрет Василия Ерошенко кисти Цунэ Накамура. Данный портрет отразил собой дух эпохи романтизма Тайсё, вобрав в себя все основные черты этого времени.
Портрет Ерошенко является свидетельством существования крепкой связи между Россией и Японией в эпоху Тайсё а также чувства восхищения Россией со стороны японской интеллигенции.
Третья работа - Собор Воскресения Христова кисти Сюнскэ Мацумото. Эта работа, возможно, напрямую и не связана с Россией. Однако здесь явно прослеживается связь между Собором и мыслями Мацумото о гуманизме, которые берут свое начало в его любови к русской литературе, и в частности к творчеству Ф.М. Достоевского.
Итак, сперва лектор познакомила нас с личностью Варвары Бубновой.
Варвара Бубнова была авангардной художницей с прогрессивными взглядами на искусство, аристократкой, воспитанной в традициях императорской России, крещеной православной женщиной. Она преподавала русский язык в Университете Васэда и Токийском университете иностранных языков, давала лекции о русской литературе, воспитала целую плеяду исследователей-русистов в Японии и активно участвовала в жизни японской интеллигенции.
Младшая сестра Варвары Анна была скрипачкой. Она закончила Петербургскую консерваторию и в Японии стала одной из самых значительных фигур в истории японской музыки. Она воспитала многих японских выдающихся скрипачей, которые представляли Японию на мировой музыкальной сцене.
Между делом лектор заметила, что племянница мужа Анны – Ёко Оно. (Не перестаешь удивляться тому, насколько тесен мир!)
Варвара Б. была автором нескольких статей в журналах, где представила японцам русский конструктивизм. Она оказала большое влияние на прогрессивных деятелей искусства того времени и создала множество работ в технике литографии.
Особо следует отметить одну работу, созданную Варварой Б. в 1925 г. Это — икона «Всех Скорбящих Радость». Она была обнаружена в 2009 г. На иконе изображена Богоматерь с младенцем и трое людей, обратившихся к ней за спасением. Икона была написана для Собора Воскресения Христова (Собор Св. Николая). В результате Великого землетрясения Канто 1923 г. Собор был разрушен практически полностью. Позднее был построен временный собор, куда поместили икону. Однако в 1962 г. временный собор был разобран, и икона оказалось утерянной.
Фигура Варвары Б. привлекает к себе внимание еще и потому, что в ней абсолютно гармонично сочетались художник-конструктивист и верующая женщина, написавшая икону. Через Бубнову японские образованные люди узнали об истинном величии русской интеллигенции. Ее имя до сих пор вспоминается в Японии с почтением.
Вторая часть рассказа была посвящена Василию Ерошенко и Цунэ Накамура.
Василий Ерошенко, изображенный на работе Цунэ Накамура, родился 1890 г. в селе Обуховка (Украина), позднее он сильно заболел и потерял зрение. Обучался он в Москве в школе для слепых детей, а в 1909 г. вернулся на Родину, где стал работать в оркестре для слепых людей; в 1911 г. путешествовал по Кавказу, а в 1912 г. отправился в Англию. На Кавказе он начал учить эсперанто, который тогда был популярен, а в Англии он узнает о таком явлении, как слепые японские массажисты. Тогда Ерошенко решает отправиться в Японию. Он начинает учить японский язык и в 1914 г. прибывает к берегам Японии. В Японии он знакомится с писателем, драматургом Акита Удзяку, с преподавателем Университета Васэда Катагами Нобору а также с супругами Со:ма, которые держали ресторан Накамурая в районе Синдзюку в Токио.
Накамурая – это старинный элитный ресторан, производитель продуктов и одновременно лавка по продаже кондитерских изделий.
Накамурая был своеобразным салоном, где в период с эпохи Мэйдзи до конца эпохи Тайсё собирались разного рода художники: литераторы, драматурги, живописцы и т.д. В созданном на втором этаже ресторана супругой Со:ма кружке по изучению русского языка и русской литературы Василий Ерошенко музицировал, читал стихи и рассказывал детские сказки собственного сочинения. В 1921 г. Ерошенко депортируют в Россию по подозрению в связи с большевиками. Однако отношения супругов Со:ма с В.Ерошенко остаются чрезвычайно теплыми. Так, в качестве рабочей формы сотрудников ресторана супруги Со:ма заказывают рубашки в русском стиле, которые носил Ерошенко. С 1927 г. в ресторане стали подавать борщ, а повар грек, которого наняли позднее, пек для ресторана русский хлеб. Накамурая также известен тем, что там до сих пор продают пирожки, которые пользуются большим спросом среди жителей Токио.
Автор портрета Ерошенко Цунэ Накамура родился в семье военных и поступил в элитную военную академию для мальчиков. В 17 лет у него обнаружили туберкулез, в связи с чем он был вынужден бросить академию. Он и раньше испытывал интерес к живописи, а теперь полностью посвящает себя этому делу.
Цунэ Накаумра сватается к дочери супругов Со:ма Тосико, однако не дают своего согласия на этот брак. Тогда Цунэ Накамура находит новое ателье и поселяется там. Именно в этом ателье и был написан портрет Ерошенко. В 1920 г. Накамура подает работу на Императорскую выставку Бунтэн, где занимает первое место. Работа была признана шедевром, и сейчас она до сих пор считается одним из величайших произведений японской живописи.
Цунэ Накамура умер в 1924 г. в возрасте 38 лет.
В третьей, заключительной, части лекции Каё Фукума рассказала слушателям о художнике Сюнскэ Мацумото и его творчестве.
Сюнскэ Мацумото известен как художник, который писал городские пейзажи.
В течение 10 лет с 1938 г. по 1948 г. создано значительное число работ художника.
Все его произведения можно поделить на две большие группы. Первая группа – это пейзажи, выполненные в голубой гамме, которые воссоздают вымышленный город, сконструированное пространство. Работы первого периода характеризуются прозрачностью и лиричностью. Работы второй группы выполнены в коричневых тонах, и изображают главным образом виды Токио и Йокогамы. Городские пейзажи этого периода проникнуты тишиной, одиночеством, настроением грусти и вызывают ощущение присутствия в картине чего-то непривычного и странного.
Эти две группы он выделил в 1941 г. в статье «Живой художник». В статье он провозглашает гуманистические идеи. Он пишет, что художник не должен забывать о своем гражданском долге, который связан с гуманистическими идеями. Под гуманизмом он понимал признание и уважение личности в каждом человеке.
В 1941 г. он пишет три картины с изображением Собора Воскресения Христова (Собор Св. Николая в Токио). Собор, изображенный на полотнах Сюнскэ М., тонет в темной атмосфере военного города и вместе с тем возносится к небу. Благодаря работам Сюснскэ Собор по-настоящему стал частью токийского пейзажа.
В завершение лектор подчеркнула связь двух последующих работ с первой, сказав, что произведения Цунэ Накамура и Сюнскэ Мацумото получили воплощение именно благодаря Варваре Бубновой, через деятельность которой Япония познакомилась с величием русской культуры.
Елена Лихачева