04 октября 2021 г.
Конференция по японской филологии и методике преподавания японского языка 2021
Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
Институт Стран Азии и Африки
Ассоциация преподавателей японского языка
России и стран СНГ
Японский Фонд
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
по японской филологии и
методике преподавания японского языка
(Москва, 29 ОКТЯБРЯ – 30 ОКТЯБРЯ 2021 г.)
Конференция будет проводиться онлайн.
Время проведения: 29-30 октября 2021 г.
29 октября – начало в 14.20, 30 октября – начало в 10.00
Приглашаем принять участие в работе конференции!
Конференция будет проходить на русском языке.
Работа конференции будет вестись по следующим направлениям:
1. Актуальные вопросы современного японского языкознания.
2. Современные методы преподавания японского языка.
3. Культурологический аспект в обучении японскому языку.
Желающим выступить с докладом необходимо до 15 октября с.г. сообщить тему выступления.
По результатам конференции будет опубликован сборник статей.
Полнотекстовая версия сборника размещается:
- в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU
- включается в РИНЦ (постатейно)
Для регистрации в качестве докладчика либо слушателя конференции переходите по ссылке.
Время выступления — 15 минут.
ПРОГРАММА
29 октября, 14.30-18.00
|
Пленарное заседание
ведет Нечаева Людмила Тимофеевна
14.30-16.00
Приветственное слово заведующего отделом японской культуры Japan Foundation
Ёсукэ Кусакабэ
- Алпатов Владимир Михайлович. О подходах к изучению японской культуры. ИВАН
- Басс Ирина Исаевна. Создание позитивного имиджа России в Японии и участие студентов со знанием японского языка в этом процессе. Санкт-Петербургский гос. институт культуры
- Ерофеева Наталья Анатольевна. Влияние моего преподавателя японского языка Льва Александровича Лобачева на развитие меня как педагога и автора учебника «Увлекательный японский». Российско-японский культурно-просветительский Центр «От Берёзы до сакуры»
- Корчагина Татьяна Ивановна. Из научного наследия А.А. Пашковского ФГП МГУ
- Нечаева Людмила Тимофеевна. Методическое наследие наших учителей (2). ИСАА МГУ
|
Секция: Общеметодические вопросы преподавания японского языка
ведет Кудряшова Анастасия Вячеславовна
16.15-18.00
- Ибрахим Инга Самировна. Новая методика подачи материала по сегментной фонетике в онлайн-курсе «Японский язык для начинающих. Часть первая». СПбГУ
- Кудряшова Анастасия Вячеславовна. Элементы мнемотехники при обучении японскому языку на начальном и среднем этапах. ИСАА МГУ
- Лысикова Алена Игоревна. Методика обучения эллиптическим конструкциям на коммуникативно-когнитивной основе. МГПУ
- Раздорская Наталья Васильевна. Обучение реферированию в режиме он-лайн. МГИМО
- 下村 朱有美(Симомура Аюми)大阪大学 モスクワの大学で学ぶ日本語学習者の教室内日本語不安 ―大学1年生を対象とした事例研究― 大阪大学
- 下郡健志(しもごおり たけし)О разборе Can-do и оценке с использованием рубрик 「Can-doの分解とルーブリック評価について」
|
Секция: Культурологические проблемы японского языка (1)
ведет Гуревич Татьяна Михайловна
16.15-18.00
- Абдухамидова Дилафруз Абдухабировна. Значение 家-иэ-«Дом» в системе имен родства в японском языке. Ташкентский государственный университет востоковедения
- Васильева Людмила Владимировна. Язык и общество в эпоху пандемии (по материалам опросов общественного мнения о состоянии родного языка). ИСАА МГУ.
- Есина Ирина Владимировна. Японские новости как культурологический аспект в преподавании японского языка. Кубанский Государственный Университет
- Кагальникова Анастасия Вячеславовна. Культурологический аспект как одна из причин выбора японского языка в качестве элективной дисциплины на филологическом факультете. СПбГУ
- Кутафьева Наталья Витальевна. Использование манга на занятиях по японскому языку продвинутого уровня. Новосибирский ГУ
- Сладкова Екатерина Викторовна. Образ идеального человека в зеркале фразеологии на примере синонимичных фразеологизмов 「器が大きい」、「懐が深い」、「心が広い」. МГИМО
|
30 октября, 10.00-15.15
|
Секция: Культурологические проблемы японского языка (2)
ведет Лихолетова Ольга Романовна
10.00-11.30
- Изотова Надежда Николаевна. Популярные детские имена в Японии: эволюция и тенденции развития. МГИМО
- Кириченко Мария Алексеевна. Интернет-музей "Россия — Япония" как важный источник страноведческой информации для студентов, изучающих японский язык. Дипломатическая академия МИД РФ.
- Козачи́на Анна Владимировна. Лингвоаксиологическая картина мира японцев через призму педагогического дискурса (на материале курса «Моральное воспитание»). Институт филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета.
- Коник Кирилл Петрович. "Сибирь-Япония": модуль обучения волонтёров сферы туризма как проводников в мир этнографии. Красноярская краевая молодёжная библиотека.
- Лихолетова Ольга Романовна. Семантика и этимология японских необычных топонимов. МГИМО
- Шерегеда Татьяна Сергеевна. Новая лексика и неологизмы как культурологический аспект – отражение тенденций и проблем японского общества (в рамках непрофильного курса второго иностранного языка). СПбГЭУ
|
Секция: Лингвистические проблемы японского языка
ведёт Стрижак Ульяна Петровна
10.00-11.30
- Линяев Дмитрий Владимирович. Что общего между «ножками Буша» и «масками Абэ»? Новые явления в лексике японского языка на волне пандемии вируса COVID-19. ИСАА МГУ
- Магдеев Рафик Рашитович., Выражение эмоций грамматическими средствами японского языка, особенности изучения. Институт международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Стрижак Ульяна Петровна. Цифровая филология: лингвистическое измерение художественных образов. НИУ ВШЭ
- Чиронов Сергей Владимирович. Японские коннекторы с сопоставительным значением — ошибка классификации? МГИМО
- Шалина Ирина Викторовна. К вопросу о формировании и разделении грамматических классов слов в японском языке. ИФИЯМ ИГУ.
|
Секция: Дидактические материалы в процессе обучения японскому языку (1)
ведёт Авдеева Екатерина Сергеевна
10.00-11.30
- Абрамова Екатерина Сергеевна. Учëт возрастных особенностей при обучении японскому языку (на примере речи детей) НИУ ВШЭ
- Авдеева Екатерина Сергеевна, Мишукова Маргарита Витальевна. Использование компьютерных игр в обучении японскому языку на среднем этапе обучения. ИИЯ МГПУ.
- Борисова Анастасия Сергеевна. Использование японских литературных текстов разных эпох в курсе японского языка для аспирантов второго года обучения. ИСАА МГУ
- Брюхова Екатерина Ивановна, Джайн Роли Аниловна, Киреева Мария Михайловна. Структура и содержание олимпиады школьников «Высшая проба» по японскому языку. Школа востоковедения, департамент зарубежного регионоведения, школа востоковедения НИУ ВШЭ
- Бубнова Анна Сергеевна. Дидактический потенциал японской рекламы. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова.
|
Секция: Культурологические проблемы японского языка (3)
ведет Крнета Наталия
11.45-13.30
- Крнета Наталия. Использование социолингвистических аспектов языков Азии и Африки для более глубокого понимания функционирования японского языка в современном обществе. ИСАА МГУ
- Никитина Евгения Андреевна. Лингвокультурологический анализ концепта сугата (облик) в японском языке. Университет Симанэ, г. Мацуэ, Япония
- Пушкина Екатерина Алексеевна. Формирование культурной компетенции у студентов языковых школ. — Школа японского языка «Рокудай». Екатеринбург
- S. M. D. T. ランブクピティヤ ベトナム人留学生の日本語感謝表現への違和感と行動変容. 日本福岡県久留米市御井町 久留米大学
- Шипилова Мария Андреевна. Роль лингвокультурной компетенции в процессе социокультурной адаптации мигрантов. МГИМО
- Шиманская Анна Сергеевна. Изучение японского языка и культуры Японии через оттенки цвета. ИМО и СПН МГЛУ
|
Секция: Развитие речевых навыков
ведёт Быкова Стелла Артемьевна
11.45-13.30
- Андреева Елена Петровна. Методика обучения чтению на уровне A2-B1 в средней школе. МОУ гимназия 41
- Бессонова Елена Юрьевна. Влияние пандемии Covid-19 на общественно-языковую практику в Японии. ИСАА МГУ
- Быкова Стелла Артемьевна. Обучение функциональным стилям японского языка на продвинутом этапе. ИСАА МГУ
- Коваленко Ангелина Сергеевна. К вопросу оценивания монологического высказывания на японском языке. МГПУ ИИЯ
- Румак Наталья Григорьевна. К вопросу о развитии навыков устной речи (опыт преподавания устного аспекта на старших курсах ИИЯ МГПУ). ИСАА МГУ
- Сергеева Анастасия Игоревна. Чтение вслух на японском языке: методический потенциал и рекомендации по использованию в различных условиях обучения. ИИЯ МГПУ
|
Секция: Дидактические материалы в процессе обучения японскому языку (2)
ведёт Савинская Анна Викторовна
11.45-13.15
- Воробьева Галина Никифоровна. О соответствии частоты появления и других параметров графических элементов иероглифов в Jyo:yo:kanji эмпирическим законам. Бишкек.
- 依田 悠介(Ёда Юскэ) 大学教育でのWikipediaの利用に関する調査報告(Опрос об использовании Википедии в университетском обучении)東洋学園大学
- Ким Нигина Николаевна. Игра Ута-карута как инструмент межкультурной коммуникации. ГБОУСОШ 143 Санкт-Петербург
- Кострова Мария Алексеевна, Дубовская Ольга Алексеевна, Софронова Алла Леонидовна. Опыт использования программы «Диктор Судзуки» для отработки произносительных навыков. Нижний Новгород. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова.
- Кузьмина Анастасия Борисовна. Занимательное чтение на примере серии адаптированной литературы "Japanese graded readers". Владимир.
- Савинская Анна Викторовна. Лингвокультурологический и дидактический потенциал использования идиом в процессе обучения японскому языку в вузе. МГПУ
|
|
|
Секция: Дидактические материалы в процессе обучения японскому языку (3)
ведёт Румак Наталья Григорьевна
13.30-15.15
- Лихачёва Татьяна Николаевна, Э-тэгами (絵手紙) – «Открытка своими руками» как «энциклопедия японской жизни» и одновременно учебный материал. ИСАА МГУ
- Панченко Юрий Юрьевич. Цифровой парламент в сети Инстаграм как средство развития умений письменной диалогической речи. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова.
- Семенова Елена Николаевна. Методики On-line преподавания японского языка. Частный преподаватель
- 高橋亘(TAKAHASHI, Wataru)やさしい読みものを楽しくたくさん読む日本語多読活動―近年の実践を例に―神田外語大学(Kanda University of International Studies)
- Цветкова Софья Вадимовна. Проблемы создания двуязычного пособия по японскому и английскому языкам. Санкт-Петербургский государственный институт культуры
|
|
|
|
|