Фестиваль кино
Часы работы:
пн вт ср чт пт сб вс
10:00-18:00 10:00-18:00
16 сентября 2016 г.

Лекция о хайку: «Чему Сюсон научился у Басё»

 

Лекция поэтессы Икэда Луна, которая приедет в Россию для участия в награждении победителей 8го Международного конкурса поэзии хайку на русском языке. Не упустите возможность пообщаться с поэтом хайку из Японии! Мы ждем Вас!

 

Дата и время: 18 сентября (вс) 15:00 – 17:00

Место: Лекционный зал Отдела японской культуры «Japan Foundation» (ул.Николоямская, 1)

Вход: свободный, без предварительной регистрации, однако для прохода в Библиотеку просим Вас обязательно иметь при себе документ, удостоверяющий личность

Лекция: Като Сюсон (1905 – 1993) – поэт хайку, относящий себя к школе "поиска Человека". Сюсон говорил, что «хайку – это проявление Человека», и стремился к выражению посредством хайку жизни и быта. Он занимался исследованием творчества поэта Мацуо Басё. На лекции, которая начнется с разбора слова «нари-иру», которое Сюсон нередко употребляет в своих работах, мы поговорим о том, чему Сюсон научился у Басё.

Лектор: Икэда Луна

Родилась 18 ноября 1976 года
В 2004 года вступила в кружок хайку «Сава». Училась у Минору Одзава.
В 2007 году награждена премией кружка «Сава» среди начинающих поэтов.
В настоящее время – член кружка «Сава». Секретарь Ассоциации поэтов хайку.

Предлагаем Вашему вниманию эссе лектора:

 

 

Возвращение на Землю. Стремление в Космос.                     

Луна Икэда

 

В некий день некоего месяца, на ужине после кружка по хайку.

- Я в последнее время стараюсь употреблять больше кальция. Хочется вырасти, еще буквально на два сантиметра, – сказала я и протянула палочки к тарелке с жареной мойвой.

- А почему именно на два? – спросил друг по кружку.

- Ну, понимаете, у меня рост 156 сантиметров. Я слышала, что на российский космический корабль «Союз» пускают только людей с ростом не ниже 158 сантиметров. Я подумала, что если вдруг в будущем полеты в космос станут доступны и в литературных кругах, то было бы обидно упустить шанс только из-за нехватки роста…

- …

«Ну, ясное дело, вероятность того, что путь в космос откроется конкретно для меня, стремится к нулю….» — кладу в рот мойву.

- Луна-сан, а почему Вы так рветесь в космос? Что же Вы там будете делать?

- Я хочу посмотреть на нашу планету со стороны. Начиная от самого Юрия Гагарина, астронавты миссий Аполлон и современные космонавты, — все так восторгаются красотой Земли. Наверное, она красивая, Земля.

 

А дальше – мои размышления после бодрого возвращения домой с ужина. ….Почему же я так мечтаю о полете в космос?

Я хочу посмотреть на Землю. И я хочу вернуться на Землю. Да, именно вернуться, — подумала я.

Недавно я прочитала книгу врача-психиатра Кэйго Оконоги «Размышления о моратории на личность (синдроме Питера Пена)». В книге выдвигалась теория, с некоторыми аспектами которой мне порой было сложно согласиться. Однако меня совершенно поразило его сравнение современного поколения людей с инопланетянами из фильма «Близкие контакты третьей степени». Далее привожу цитату.

«Несмотря на то, что мы стали слабыми существами, не имеющими возможности прожить и дня вне искусственно созданной среды, мы становимся единым целым со всемогущими машинами и погружаемся в иллюзию, что мы сами всемогущи. – (сокр.) – Живя во чреве матери, представляющем собой искусственную среду, состоящую из грандиозной системы естественного господства, большеголовые и слабые, мы стали подобны тем самым пришельцам с НЛО». Работа была впервые издана в 1977 году, однако уже тогда автор метко предсказал сущность человека 21 века. Оконоги также пишет: «Автоматические отвечающие устройства (прим. компьютеры и роботы) стали постепенно вытеснять из нашей жизни общение между людьми, заменяя его собой». 

Вероятно, для современного поколения пространство внутри космического корабля представляет собой пространство, как ни странно, привычное и близкое по своей сути к повседневности. И человеческие связи между нами, людьми нынешнего поколения, ставшими частью все расширяющейся технической цивилизации, становятся все более слабыми и неустойчивыми, и вот нам уже все тяжелее четко ощутить свое место на этой планете. Однако чувство одиночества и отчужденности, которое мы испытываем из-за этого, — это цена, которую мы заплатили за освобождение от оков тесных и, порой, несправедливых человеческих связей, за свободу отправиться  в путешествие на удобном одноместном космическом корабле. Ну, раз так, то ладно: думаю, не умрем от одиночества и отчужденности.

Хотя…  

И вот для таких как вы и как я, переполненных неопределенностью, существует хайку. Включая в себя сезонные слова и воплощая самую суть приветствий, хайку силой возвращает людей с мнимого космического корабля на живую землю и дает возможность взглянуть на нее глазами только что вернувшегося из полета космонавта, во всей ее красе и свежести. Более того хайку приводит сочиняющих их людей на кружки по хайку  (и ужины), возрождая связь между людьми.

Мои мечты о полете в космос были оборотной стороной моего желания «вернуться» на Землю. И раз уж судьба свела меня с хайку, то мне необходимо вернуть ощущение себя как жителя планеты Земля и претворять в стихи пейзажи этой чудом появившейся звезды.

С другой стороны, с точки зрения человека, порвавшего тесные связи с Землей и живущего в искусственной среде с глубоким чувством одиночества, мне также хочется перекладывать в строфы жизнь на мнимом космическом корабле и сны, которые я вижу, живя в нем. Так как для меня, живущей в современном мире, это тоже осознанная мною реальность. Писать о просторах космоса и пейзажах внутри самого корабля. Ведь, мне кажется, именно в мыслях о мраке космоса, в котором нет и крупицы жизни, в мыслях о космическом корабле, представляющем собой апогей искусственности, напротив, более остро проявляются вопросы о том, что такое жизнь и природа, естественность. Возвращение на Землю и стремление в Космос. Эти два больших проекта внутри меня продолжают свое существование. Это звучит очень пафосно, но написание хайку, участие в кружках по хайку и ужинах стали для меня большой опорой в жизни. Вот и всё.

 

 

E-mail:
© 2012 – 2024 Центр Японской Культуры «The Japan Foundation»