Отчет о программе-стажировке для молодых исследователей
Цель данной программы — предоставить возможность молодым исследователям-востоковедам (специалистам, изучающим развитие современного общества в Японии и странах Восточной Азии) посетить Японию, побывать в крупных научно-исследовательских центрах страны и познакомиться с молодыми учеными, занимающимися аналогичными исследованиями.
С 2 по 9 декабря 2018 года состоялась стажировка для молодых исследователей из России. В программе приняли участие восемь исследователей из Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Владивостока.
Впечатления участников:
1. Александр Королев (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва)
«Отличная организация, интересные лекции и экскурсии, в частности, в Национальную парламентскую библиотеку и Министерство иностранных дел. Замечательная команда участников, с которыми была возможность обсудить текущие вопросы российско-японских отношений, принять участие в дискуссиях и обменяться мнениями о перспективах двусторонних отношений, а также политического и экономического развития Северо-Восточной Азии».
2. Алевтина Ларионова («Российский совет по международным делам», г. Москва)
«Программа была насыщенной и хорошо организованной. Спикеры представили различные мнения по наиболее актуальным вопросам. Я высоко оценила возможность общения с экс-дипломатами, профессорами и экспертами по России. Помимо обсуждения перспектив дальнейшего сотрудничества России и Японии, для меня была отличная возможность переформулировать тему моей кандидатской диссертации. В Национальной парламентской библиотеке я собрала тезисы и ценные материалы для диссертации. Последний день тура был самым впечатляющим для меня. Во-первых, нам выпала большая честь посетить Министерство иностранных дел Японии и поговорить с г-ном Масаюки Цутия, заместителем директора российского отделения Европейского бюро. Г-н Масаюки Цутия продемонстрировал глубокое знание русского языка, а также истории и современного состояния российско-японских отношений. Затем у нас была возможность посетить Национальную парламентскую библиотеку Японии, и, после этого, профессор Акио Кавато прочитал увлекательную лекцию о различных аспектах политической, экономической и культурной жизни Японии и представил свой веб-сайт «Japan-World Trends», который предоставляет читателям неисчерпаемый источник информации о Японии и Восточной Азии.
3. Яна Лексютина ( Санкт-Петербургский Государственный университет)
«Отличные японские лекторы, интересные лекции, множество дискуссий. Организация программы была превосходной, посещения библиотек были очень полезными, также мы посетили много университетов. Прежде всего, мне было интересно послушать лекции японских экспертов с разными политическими взглядами, обменяться идеями, принять участие в дискуссиях, связанных с внешней политикой Японии и Азиатско-Тихоокеанским регионом. В этом отношении программа удовлетворила мои ожидания. Мне также удалось наладить профессиональные контакты с лекторами. Эта программа мне очень помогла для написания моей статьи, так как у меня была возможность больше узнать на эту тему от японских экспертов, кроме того, я собрала некоторые материалы в японских библиотеках".
4. Дарья Мартынова (Дипломатическая академия МИД России, г. Москва)
«Я очень довольна этой программой. Я впервые побывала в Японии и это был очень интересный и важный опыт, потому что я довольно долго изучала внешнюю политику Японии и политическую ситуацию в Северо-Восточной Азии. Эта поездка была для меня отличным шансом не только познакомиться с Японией в целом, но и приобрести много новых знаний, которые, безусловно, будут полезны в моей работе. Тур был блестяще организован, начиная от встречи нашей группы в аэропорту и до момента нашего отъезда. С нами всегда были такие люди, как г-н Кодзаи, г-н Кобаяси и г-жа Ватанабэ, которые были готовы помочь с любым вопросом и дали ответы на многие вопросы о Японии и ее культуре. Я получила много новых знаний о внешней политике Японии и политической ситуации в Восточной Азии в целом. Также я стала гораздо лучше понимать внутреннюю политику Японии, и это будет очень полезно для моей аналитической работы. Я собрала полезный материал в библиотеках. Я получила новую информацию и узнала мнения экспертов относительно моих текущих исследований. Я также приобрела новый опыт использования онлайн-библиотек. Самым важным для меня было проведение дискуссий после лекций, общение с разными специалистами, а также знакомство с японской культурой. Я рада, что мы посетили так много университетов — я, безусловно, порекомендую некоторые из них студентам и моим коллегам, и я надеюсь поддерживать связь с профессорами из этих университетов. Мои цели состояли в том, чтобы войти в научную среду японских университетов, найти новые контакты, получить некоторые материалы для моих будущих исследований и познакомиться с японской культурой — и мне удалось реализовать их все».
5. Ренат Юсупов (Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток)
«Слишком много внимания уделялось политике и недостаточно внимания культурным аспектам современной Японии. На меня произвел большое впечатление наш визит в Министерство иностранных дел и Национальную парламентскую библиотеку в Токио. Я смог расширить свои представления, слушая японских специалистов. С удовольствием включу их идеи в мои исследования».
6. Владимир Нелидов (Московский государственный институт международных отношений)
«Я полностью достиг всех своих исследовательских целей в этом туре и многое узнал о взглядах японских ученых на японскую внешнюю политику, а также международную политику. Разнообразная и увлекательная программа маршрута, как мне кажется, была интересна как для тех, кто хорошо знаком с Японией, так и для тех, кто впервые приехал в Японию. Семинары помогли мне углубить мое понимание японских взглядов на современные международные отношения и, таким образом, позволили мне лучше понять логику современной японской внешней политики. Я собираюсь включить информацию, которую я получил в ходе вышеупомянутых семинаров, в курсы по международным отношениям, которые я преподаю в своем университете».