СЭЙДЗЮН СУДЗУКИ: ретроспектива фильмов
ЯПОНСКИЙ ФОНД
ПОСОЛЬСТВО ЯПОНИИ В РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КИНО
кинотеатр «Пионер»
Общественный центр имени Моссовета
представляют:
СЭЙДЗЮН СУДЗУКИ
ретроспектива фильмов
к 90-летию со дня рождения режиссёра
Москва
20 сентября – 21 декабря 2013
www.museikino.ru
www.jpfmw.ru
www.pioner-cinema.ru
Вход на показ — по бесплатным билетам, которые будут выдаваться в кассе кинотеатра за один час до начала сеанса.
Количество мест ограничено, будьте внимательны.
Расписание показов в кинотеатре «Пионер»
(Кутузовский проспект, д. 21)
Цикл I
Раннее творчество (1956-1959)
20-25 сентября 2013
20 сентября, пятница
19-30 ПОБЕДА ЗА МНОЙ / MINATO NO KAMPAI: SHORI WO WAGATENI / VICTORY IN MY HANDS, 1956, 65 мин.
ГОРОД ДЬЯВОЛА / AKUMA NO MACHI / SATAN’S TOWN, 1956, 79 мин.
21 сентября, суббота
14-30 ВОСЕМЬ ЧАСОВ УЖАСА / HACHIJIKAN NO KYOFU / EIGHT HOURS OF FEAR, 1957, 77 мин.
16-00 КРАСОТКА ПРЕСТУПНОГО МИРА / ANKOKUGAI NO BIJO / BEAUTY OF THE UNDERWORLD, 1958, 87 мин.
22 сентября, воскресенье
14-00 ВЕСНА НАШИХ ОШИБОК / FUMIHAZUSHITA HARU / THE BOY WHO CAME BACK, 1958, 99 мин.
16-00 ЮНАЯ ГРУДЬ / AOI CHIBUSA / YOUNG BREASTS, 1958, 90 мин.
23 сентября, понедельник
19-30 НИ ТЕНИ, ЛИШЬ ГОЛОС / KAGE NAKI KOE / VOICE WITHOUT A SHADOW, 1958, 92 мин.
24 сентября, вторник
19-00 ЛЮБОВНЫЕ ПИСЬМА / RABURETA / LOVE LETTER, 1959, 40 мин.
НЕВИННЫЙ ВОЗРАСТ / SUPPADAKA NO NENREI / AGE OF INNOCENCE (NAKED AGE), 1959, 54 мин.
25 сентября, среда
19-30 ПРОПУСК В ТЕМНОТУ / ANKOKU NO RYOKEN / PASSPORT TO DARKNESS, 1959, 89 мин.
Цикл II
Годы расцвета на «Никкацу» (1960-1963)
14-25 октября 2013
14 октября, понедельник
19-30 НА СВЯЗИ ТРИНАДЦАТЫЙ: ЦЕЛЬТЕСЬ В ПОЛИЦЕЙСКИЙ ФУРГОН / JUSAN-GO TAIHISEN YORI SONO GOSOSHA O NERAE / TAKE AIM AT THE POLICE VAN, 1960, 79 мин.
15 октября, вторник
19-30 СПЯЩЕЕ ЧУДОВИЩЕ / KEMONO NO NEMURI / THE SLEEPING BEAST WITHIN, 1960, 85 мин.
16 октября, среда
19-30 «НУЛЕВАЯ ЛИНИЯ» УПЛЫВАЕТ / MIKKO ZERO RAIN / SMASHING THE 0-LINE, 1960, 83 мин.
17 октября, четверг
19-30 ВСЁ КАТИТСЯ В ПРОПАСТЬ / SUBETE GA KURUTTERU / THE PRECIPICE, 1960, 72 мин.
18 октября, пятница
19-30 ПРОПАДИТЕ ВЫ ПРОПАДОМ! / KUTABARE GURENTAI / GO TO HELL, HOODLUMS! (DEATH TO PUNKS), 1960, 80 мин.
19 октября, суббота
14-30 ПРОЛИВ ОКРАШЕН КРОВЬЮ / KAIKYO, CHI NI SOMETE / BLOOD-RED CHANNEL, 1961, 84 мин.
16-10 ЯКУДЗА-ПОДРОСТОК / HAITIIN YAKUZA / TEENAGE YAKUZA, 1962, 72 мин.
20 октября, воскресенье
14-30 ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО 23: ЧТОБ ВЫ, ЧЕРТИ, ПРОВАЛИЛИСЬ! / TANTEI JIMUSHO 23: KUTABARE AKUTO-DOMO / DETECTIVE BUREAU 23: DOWN WITH THE WICKED, 1963, 89 мин.
16-10 МОЛОДОСТЬ ЗВЕРЯ / YAJU NO SEISHUN / THE BRUTE (YOUTH OF THE BEAST), 1963, 91 мин.
Расписание дополнительных показов к Циклу II
в Малом зале Общественного центра имени Моссовета
(Преображенская площадь, дом 12, ст. м. «Преображенская площадь», т.: 495 963-03-32, 495 963-03-20)
22 октября, вторник
19-30 ЧЕЛОВЕК С ДРОБОВИКОМ / SHOTTOGAN NO OTOKO / THE MAN WITH A SHOTGUN, 1961, 84 мин.
23 октября, среда
19-30 МОЛОДОЙ ВЕТЕР ЗА ПЕРЕВАЛОМ / TOGE O WATARU WAKAI KAZE / A NEW WIND OVER THE MOUNTAIN PASS, 1961, 85 мин.
24 октября, четверг
19-30 ОТБЕЙ МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ! / HYAKUMAN DORU O TATAKIDASE / MILLION DOLLAR SMASH-AND-GRAB, 1961, 90 мин.
25 октября, пятница
19-30 ТЕ, КТО ПОСТАВИЛ НА МЕНЯ / ORE NI KAKETA YATSURA / THE GUYS WHO PUT MONEY ON ME, 1962, 90 мин.
Цикл III
Годы славы (1963-1967)
18-27 ноября 2013
18 ноября, понедельник
19-30 БУНТАРЬ / AKUTARO / THE BASTARD, 1963, 95 мин.
19 ноября, вторник
19-30 СТРАННИК ИЗ КАНТО / KANTO MUSHUKU / THE KANTO WANDERER, 1963, 92 мин.
20 ноября, среда
19-30 ЦВЕТОК И ВОЛНЫ / HANA TO DOTO / FLOWER AND RAGE, 1964, 92 мин.
21 ноября, четверг
19-30 ВРАТА ПЛОТИ / NIKUTAI NO MON / THE GATE OF FLESH, 1964, 90 мин.
22 ноября, пятница
19-30 НАША КРОВЬ НЕ ПРОСТИТ / ORETACHI NO CHI GA YURUSANAI / THE CALL OF BLOOD, 1964, 97 мин.
23 ноября, суббота
14-00 ИСТОРИЯ ПРОСТИТУТКИ / SHUMPUDEN / COMFORT WOMEN, 1965, 96 мин.
16-00 ИСТОРИЯ ДРЯННОГО ПАРНЯ (ПОД НЕСЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ) / AKUTARO DEN WARUI HOSHI NO SHITA DEMO / BORN UNDER CROSSED STARS, 1965, 98 мин.
24 ноября, воскресенье
14-30 ТАТУИРОВАННАЯ ЖИЗНЬ / SHISEY ICHIDAI / TATTOOED LIFE, 1965, 87 мин.
16-10 КАРМЕН ИЗ КАВАТИ / KAWACHI KARUMEN / CARMEN FROM KAWACHI, 1966, 89 мин.
25 ноября, понедельник
19-30 БРОДЯГА ИЗ ТОКИО / TOKYO NAGAREMONO / TOKYO DRIFTER, 1966, 89 мин.
26 ноября, вторник
19-30 БОЙЦОВСКАЯ ЭЛЕГИЯ / KENKA EREJI / FIGHTING ELEGY (THE BORN FIGHTER), 1966, 86 мин.
27 ноября, среда
19-30 РОЖДЁННЫЙ УБИВАТЬ / KOROSHI NO RAKUIN / BRANDED TO KILL, 1967, 98 мин.
Цикл IV
В поисках новых форм (1977-2001)
16-21 декабря 2013
16 декабря, понедельник
19-00 ПОВЕСТЬ О ГОРЕ И ПЕЧАЛИ / HISHU MONOGATARI / A TALE OF SORROW AND SADNESS, 1977, 93 мин.
17 декабря, вторник
19-00 ЦЫГАНСКИЕ НАПЕВЫ / TSIGOINERUVAIZEN / ZIGEUNERWEISEN, 1980, 145 мин.
18 декабря, среда
19-00 ТЕАТР ПРИЗРАКОВ / KAGEROZA / HEAT-HAZE THEATRE, 1981, 139 мин.
19 декабря, четверг
19-00 КАПОНЕ ПРОЛИЛ МНОГО СЛЕЗ / KAIEMON (KAPONE OINI NAKU) / CAPONE CRIES A LOT, 1985, 130 мин.
20 декабря, пятница
19-00 ЮМЭДЗИ / YUMEJI, 1991, 128 мин.
21 декабря, суббота
16-00 ПИСТОЛЕТНАЯ ОПЕРА / PISTORU OPERA / PISTOL OPERA, 2001, 112 мин.
СОДЕРЖАНИЕ ФИЛЬМОВ
MINATO NO KAMPAI: SHORI WO WAGATENI / VICTORY IN MY HANDS
1956 – 65 мин. – ч/б
Сценарий: Норио Накагава, Кирио Ураяма
Оператор: Кумэнобу Фудзиока
Художник: Акиёси Сатани
Композитор: Хидэо Хиракава
Продюсер: Кэндзо Асада
Производство: Никкацу
В главных ролях: Ко Мисима (Синкити Кидзаки), Синскэ Маки (Дзиро Кидзаки), Сумико Минами (Асако Аояма), Кэйко Амадзи (Санаэ Сугимото), Коити Аоки (ее брат Сэнтаро), Синскэ Асида (Осава)
Cередина 1950-х годов, портовый город Иокогама. Уличный торговец рыбой Синкити мечтает стать моряком и отправиться в дальнее путешествие. Он часто заглядывает в бар, где работает миловидная Санаэ. Санаэ влюблена в успешного жокея Дзиро, младшего брата Синкити. Однако Дзиро больше привлекает его поклонница – загадочная Асако. Старший брат пытается предостеречь Дзиро от опасностей, с которыми связана карьера жокея, и от знакомств с такими девушками, как Асако. Действительно, некто по имени Осава заявляет Дзиро, что Асако – его женщина, и он не отпустит ее, пока Дзиро не поможет ему заработать на скачках. Для этого Дзиро должен подстроить своё падение с лошади в очередном забеге. Из-за душевных терзаний Дзиро так измотан, что во время скачек не может удержаться в седле и падает не нарочно. Осава хочет, чтобы в следующем забеге Дзиро повторил падение. Вместо этого Дзиро приходит к финишу первым, после чего люди Осавы избивают его на глазах у Асако. На помощь приходит Синкити, но в схватке с бандитами он смертельно ранит Осаву его же ножом. Синкити просит Асако позаботиться о брате, а сам направляется к морю и возле доков узнает, что его наконец-то возьмут в плавание. Но поздно, полиция вышла на след Синкити.
Дебютная картина Судзуки Сэйтаро, известного сегодня под псевдонимом Судзуки Сэйдзюн, мало отличается от типичных боевиков студии Никкацу «категории Б», создававшихся специально для «сдвоенных показов»... И все-таки уже в этом фильме – особенно в работе с актерами – виден его режиссерский талант.
AKUMA NO MACHI / SATAN’S TOWN
1956 – 79 мин. – ч/б
Сценарий: Горо Сираиси
Оператор: Кадзуэ Нагацука
Художник: Санпэй (Акиёси) Сатани
Композитор: Хидэо Хиракава
Продюсер: Такэо Янагава
Производство: Никкацу
В главных ролях: Сэйдзабуро Кавадзу (Хаясаки), Синскэ Асида (Акаги), Итиро Сугаи (Гондзо Оба), Харухико Накагава (Хагивара), Кэн Мисима (Кимото), Адзуса Юми (Кимико), Кэйко Сима (Фусаэ)
Этапируемый к месту заключения бандит Гондзо Оба совершает побег. Он осужден за грабеж и убийство, в то время как его напарник Хаясаки остался непойманным. После побега Оба со своим подручным Кимото прячется у китайца Вона, владельца казино в центре Токио. С его помощью Оба планирует со временем перебраться в Гонконг. Для жизни в бегах преступникам нужны деньги. Раздобыть их обещает Хаясаки. Он хочет договориться с жокеем Хагиварой и подстроить результаты забега. Однако жокей уже заключил сделку с другими бандитами. Узнав, что план провалился, Оба приходит в ярость и требует, чтобы Хаясаки ограбил машину с выручкой от забега. Параллельно полиция пытается уговорить Хаясаки выдать местонахождение сообщника. После колебаний Хаясаки соглашается, поскольку Оба жестоко расправился с его другом детства, полицейским Тогавой. Хаясаки встречается с младшей сестрой полицейского Тогавы и ради нее решает порвать с криминальным прошлым. Между тем, Оба предвидел, как могут обернуться события, и изменил план действий. Завладевшие выручкой ипподрома жокей Хагивара и его подруга Фусаэ погибают от руки беглого преступника, но в перестрелке Оба сражен пулей Хаясаки.
«Город Дьявола» – дебютная работа Судзуки в жанре «фильмов о якудза», который позже станет визитной карточкой режиссера. Некоторые кадры из этого фильма, например, убитый человек, уткнувшийся носом в стекло телефонной будки, будут варьироваться в более поздних лентах режиссера. Любопытно, что главного злодея, Гондзо Оба, в фильме Судзуки играет актер Итиро Сугаи. Зрителю известны его более сдержанно сыгранные возрастные роли: стареющий отец в фильме Одзу «Раннее лето» (1951), отец Охару в фильме Мидзогути «Жизнь Охару, куртизанки» (1952). Здесь же Сугаи предстает на экране в непривычном для него образе жестокого убийцы.
HACHIJIKAN NO KYOFU / EIGHT HOURS OF FEAR
1957 – 77 мин. – ч/б
Сценарий: Горо Танада, Рокуро Цукидзи
Оператор: Кадзуэ Нагацука
Художник: Акиёси Сатани
Композитор: Такио Ники
Продюсер: Кэндзо Асада
Производство: Никкацу
В главных ролях: Нобуо Канэко (конвоируемый, военный доктор), Харуэ Тонэ (проститутка), Хидэаки Нитани (студент), Минако Кадзуки (студентка), Кан Янагия (коммивояжер), Тайдзо Фуками (президент компании), Эйко Мисудзу (его жена), Кэйсити Накахара (Томио), Кэйко Сима (его любовница)
Курортная местность на полуострове Идзу. Пассажиры, дожидающиеся поезда на станции, представляют собой срез общества: тут и президент компании с женой, и студенческая парочка, активная в политической борьбе, и полицейский, конвоирующий преступника, и проститутка. В результате ливней и оползня движение поездов на этом участке парализовано, и железнодорожная компания предлагает клиентам автобус, который отвезет их на ближайшую действующую станцию. Тут выясняется, что конвоируемый, в прошлом военный врач, – убийца, покаравший свою неверную жену и ее любовника. Мало того, в округе бродят еще два грабителя, обчистившие банк.
Как и опасались пассажиры, грабители оказываются вместе с ними в автобусе. Удерживая ребенка в качестве заложника, они вынуждают пассажиров к молчанию, когда приходит полиция. Самой находчивой и смелой в группе оказывается проститутка: она заманивает одного из грабителей в горы с тем, чтобы он оказался жертвой звериного капкана. Второй грабитель приканчивает ставшего обузой напарника. Тем временем автобус с сумкой, полной денег, успел уйти без него… Грабитель настигает автобус, в драке ветеран войны, ныне конвоируемый как убийца, производит фатальный выстрел. Тяжело раненный грабитель вместе с автобусом летит в пропасть, пассажиры молча смотрят, как на ветерана вновь надевают наручники.
В этом фильме, как и в других лентах Судзуки, ощутимо присутствуют тема войны и проблема судьбы тех, кто воевал. Не вынесший измены жены и ставший убийцею бывший военврач – типичный образец благородного героя в трагических обстоятельствах. Однако в целом атмосфера фильма скорее комична, что вызвало недовольство студийного руководства, желавшего получить чистый триллер. После этого фильма Судзуки был лишен постановок почти на полгода.
ANKOKUGAI NO BIJO / BEAUTY OF THE UNDERWORLD
1958 – 87 мин. – ч/б – ш/ э
Сценарий: Сусуму Садзи
Оператор: Тоситаро Накао
Художник: Бугэн Сакагути
Композитор: Наодзуми Ямамото
Продюсер: Такаси Нисихара
Производство: Никкацу
В главных ролях: Мидзусима Мититаро (Миямото), Мари Сираки (Акико), Синскэ Асада (Оянэ), Каку Такасина (Осава), Тору Абэ (Михара, брат Акико), Хидэаки Нитани (следователь Ватанабэ), Хироси Кондо (Арита)
После трех лет заключения бандит Миямото выходит на волю. Отыскав в токийской канализации спрятанные еще до ареста бриллианты, Миямото намерен поделиться ими с собратом по ремеслу Михарой, который стал инвалидом по вине босса и теперь обречен на жалкое существование. Миямото пытается убедить в своей правоте бывшего босса Оянэ, заказчика бриллиантов. У покалеченного Михары, который теперь торгует на рынке дешевой похлебкой, есть младшая сестра, Акико. Она встречается со скульптором по фамилии Арита, который делает манекены для магазинов одежды и тоже связан с криминальным бизнесом. Во время переговоров о судьбе бриллиантов между боссом Оянэ и иностранными скупщиками драгоценностей Арита выступает в качестве переводчика. Переговоры проходят на крыше высотного дома, и калека Михара срывается с лестницы, успев перед смертью проглотить бриллианты. Позже скульптор вскрывает его тело ножом и пытается перепродать бриллианты Оянэ, но об этом плане узнает Миямото. Он отбирает бриллианты у Ариты и отдает их Акико. Когда в мастерскую Ариты врываются Оянэ и его люди, Акико прячет бриллианты в груди одного из манекенов. Неожиданно для всех манекен опускается в печь для обжига, после чего его отправляют в магазин к заказчику. Теперь Миямото должен бегать по городу в поисках пластмассовой куклы с «золотым сердцем». Кульминация фильма с дракой и перестрелкой происходит в котельной сауны, принадлежащей Оянэ. Задыхаясь от жары, Миямото и Акико разгребают горы горячего угля, чтобы не сгореть заживо…
Фильм «Красотка преступного мира» был первым произведением Судзуки, которое он подписал именем Сэйдзюн. В фильме ощущается внимание режиссера к выразительности мизансцен, которое в следующих картинах перерастет в прославившее его истинное мастерство.
FUMIHAZUSHITA HARU / THE BOY WHO CAME BACK (THE BOY WHO MADE GOOD)
1958 – 99 мин. – ч/б – ш/ э
Сценарий: Нобуёси Тэрада, Тацумон Окада
Оператор: Ёсихиро Ямадзаки
Художник: Кадзухико Тиба
Композитор: Хикару Хаяси
Продюсер: Масаюки Такаги
Производство: Никкацу
В главных ролях: Акира Кобаяси (Нобуо Касахара), Сатико Хидари (Кэйко Мидорикава), Рурико Асаока (Кадзуэ Сугита), Эйко Хигаситани (Нанако Такаги), Дзё Сисидо (Кадзита), Кэйскэ Норо (Крюк – Спайки)
Кэйко Мидорикава, работающая гидом в автобусной компании, участвует волонтером в программе перевоспитания трудных подростков. Первым ее подопечным становится Нобуо, которого перевели за драки из обычной школы в специальную. Отец Нобуо погиб на войне, мать работает уборщицей, и когда появляется возможность устроить подростка в ту же компанию, где служит мать, Кэйко всячески пытается уговорить его работать. Но гордость и юношеское упрямство не позволяют Нобуо принять советы своей опекунши. Кроме всего прочего, у Нобуо проблемы с одноклассницей Кадзуэ, которой он симпатизирует. Кэйко подстраивает так, чтобы они встретились в кафе. Подростки мирятся, но Кэйко, видя, как они целуются на пляже, понимает, что для нее Нобуо больше, чем просто подопечный. Тем временем недруги Нобуо – Кадзита, соперник в борьбе за Кадзуэ, и его приятель по прозвищу Крюк (Спайки), которого Нобуо поймал на воровстве и побил, – затевают месть: изнасилование Кадзуэ. Только своевременное вмешательство полиции спасает девушку. Однако Нобуо арестован, поскольку Крюк сказал в полиции, что коллективное изнасилование было его идеей. После короткого задержания Нобуо отпущен на свободу, у него открывается талант к рисованию, и можно надеяться, что в будущем он выйдет на прямую дорогу.
Фильм мог бы стать пресной проповедью добропорядочности, если бы не удачный выбор актеров. Сыгравший роль трудного подростка Нобуо молодой актер Акира Кобаяси настолько понравился публике, что уже через три месяца после премьеры «Весны наших ошибок» Судзуки снимал следующий фильм с его участием в аналогичной роли – «Юная грудь».
AOI CHIBUSA / YOUNG BREASTS
1958 – 90 мин. – ч/б – ш/э
Сценарий: Хёго Судзуки, Ёсиро Цудзи
Оператор: Кадзуэ Нагацука
Художник: Кимихико Накамура
Композитор: Сэйдзи Хираока
Продюсер: Такэси Ямамото
Производство: Никкацу
В главных ролях: Акира Кобаяси (Хироси Хориэ), Инагаки Михоко (Сэцуко Кидзаки), Мисако Ватанабэ (Ёко Хориэ), Юдзи Одака (Кэн Ямамото), Хидэаки Нитани (Цунэо Такамура), Ёсио Омори (Кодзо Хориэ)
Ёко вышла замуж за вдовца, и ее пасынок старшеклассник Хироси не принимает мачеху. Он даже шантажирует ее, подозревая в связи с художником Цунэо Такамурой, приглашение на выставку которого Ёко получила. На самом деле Ёко никогда не встречалась с Цунэо и впервые увидела его на выставке, зато одна из картин напомнила ей о пережитом в детстве кошмаре. На картине было изображено то самое место, где много лет назад ее изнасиловал неизвестный мужчина. Ёко начинает думать, что именно художник Цунэо совершил это преступление, а теперь собирается ее шантажировать. Цунэо доказывает, что в тот период он был во Франции. Хироси вместе с другими подростками, ищущими развлечений, часто бывает в джаз-клубе Кэна Ямамото. Хироси считает Кэна своим лучшим другом, хотя Кэн известен своим интересом к порнофильмам, которые он частенько демонстрирует своим младшим друзьям. Подружка Хироси, по имени Сэцуко, опасается Кэна, и не без оснований. В конце к