Встречи с художницей и автором комиксов-манга – Риёко Икэда
В ноябре 2018 года Россию посетит культовая японская художница Риёко Икэда — автор комиксов-манга, завоевавшая и сохраняющая рекордную национальную популярность не только в Японии, но и за рубежом.
Художница проведет ряд встреч в Санкт-Петербурге и Москве, которые позволят всем желающим из первых уст услышать о жизни и творчестве автора манги в Японии, о специфике японской индустрии комиксов, а также образе России в творчестве самой Икэды.
Все встречи пройдут с последовательным переводом на русский язык.
Организаторы:
Японский фонд, Международная Программа иллюстраторов «ДНК книги» в рамках 20-й Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№, портал «Мангалекторий», Библиотека комиксов при МЦБС им. М.Ю. Лермонтова.
Информационная поддержка:
Расписание встреч
Санкт-Петербург
27 ноября (вт), 18:00
Место: Центральная Библиотека им. М. Ю. Лермонтова, Белый зал
Адрес: Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 17-19
Ведущий и собеседник: Юлия Тарасюк
Тема встречи: «История и развитие манги для девочек сёдзё-манга в Японии»
Вход на мероприятие: по предварительной бесплатной регистрации через Timepad: ссылка для регистрации
Москва
30 ноября (пт), 19:00 — 20:30
Место: Библиотека иностранной литературы, Большой зал
Адрес: Москва, ул. Николоямская, д. 1, Библиотека иностранной литературы, правое крыло, 3 этаж
Ведущий и собеседник: Юлия Магера
Тема встречи: «Графические романы Икэды Риёко»
Вход на мероприятие: по предварительной бесплатной регистрации через Timepad: ссылка для регистрации
2 декабря (вс), 18:00 — 19:30
Место: Центральный Дом Художника, Зал ДНК, в рамках Международной программы иллюстраторов "ДНК книги"
Адрес: Москва, ул. Крымский Вал, д. 10
Ведущий и собеседник: Юлия Магера
Тема встречи: «Феномен популярности манги Икэды Риёко в Японии и за рубежом»
Вход на мероприятие: по предварительной бесплатной регистрации на странице non/fiction: ссылка для регистрации
Об авторе:
Родилась в 1947 году в городе Осака. Икэда Риёко стала первой художницей, взявшейся за жанр «исторической» манги, который до этого считался прерогативой авторов мужского пола.
Начала рисовать мангу еще в студенческие годы. Дебютировала в 1967 году с произведением «Девушка из особняка роз».
В 1972 году начала публикацию в популярном журнале «Еженедельник Маргарет» манги «Роза Версаля» (1972-1973), моментально вызвавшей у читателей взрывной успех. Популярность «Розы Версаля», не знающая возрастных и гендерных границ и сохраняющаяся в Японии по сей день, была названа «социальным феноменом». Можно с уверенностью сказать, что в Японии нельзя встретить человека, не знающего этого названия. Завоевав успех национального уровня, Икэда заложила основы современной «манги для девочек», а эстетика и идеология «Розы Версаля» оказали огромное влияние на работы будущих художников манги как в Японии, так и за рубежом.
В основу сюжетов грандиозных работ Икэды зачастую ложатся важные события мировой истории. Так, в основе «Розы Версаля» — события Великой Французской Революции, «Окна Орфея» (1975-1981), ставшей лауреатом Премии Японской ассоциации художников Манга, — Революции в России. Произведения «Принц Сётоку» (1992-1994) и «Касуга-но Цубонэ» (1989) повествуют о жизни выдающихся деятелей японской истории, а эпос «Слава о Наполеоне. Героика» (1986-1995) — о взлете и падении величайшего французского полководца и государственного деятеля Наполеона Бонапарта.
Персонажи работ Икэды чрезвычайно узнаваемы в Японии. Героев «Розы Версаля» часто можно встретить в рекламных роликах, на обложках журналов и книг. По «Розе Версаля» и «Окну Орфея» были поставлены спектакли японского женского театра «Такарадзука», до сих пор остающиеся одними из самых популярных в его репертуаре.
Труды Икэды высоко оцениваются не только в Японии, но и за рубежом. Так, в 2009 году Правительством Франции Икэда была награждена Орденом Почетного легиона (L'ordre national de la Légion d'honneur) за вклад в популяризацию истории и культуры Франции.
Икэда не скрывает своей любви к России, ее литературе и искусству. Она не только посвятила России свои произведения («Окно Орфея», «Императрица Екатерина» (1982-1984)), демонстрирующие исключительные знания их автора в области культуры и истории нашей страны, но также сама неоднократно посещала Россию с неофициальным визитом.
Юлия Тарасюк:
Ведущий библиотекарь, куратор Библиотеки комиксов в Санкт-Петербурге (МЦБС им. М.Ю.Лермонтова), исследователь манги, участник конференции «Manga around the world» в Киотском университете (Япония, 2016), автор статей для книги «Манга в Японии и России. Выпуск 2» и сборника к конференции исследователей комиксов «Изотекст».
Юлия Магера:
Исследователь манги и аниме, японовед, культуролог. Преподаватель Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ. Главный редактор сайта "Мангалекторий" http://mangalectory.ru/. Автор-составитель сборников статей к конференции исследователей комиксов «Изотекст» и серии книг «Манга в Японии и России» (日露マンガ論).