Выставка "Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше"
Дорогие друзья! Мы рады сообщить Вам о проведении в Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина выставки «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше».
В июле и августе выставка с огромным успехом прошла в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) и теперь, наконец, предстанет перед жителями столицы.
Представленная на выставке керамика дома Раку, чье имя происходит от надписи на печати, полученной в дар от Тоётоми Хидэёси, является прямым отражением эстетического восприятия и идеологии «ваби», проповедуемой основателем традиции чайного действа тя-но ю — Сэн-но Рикю, ее традиции передаются по наследству уже более 450 лет. В экспозицию вошли работы патриархов династии Раку, работы нынешнего пятнадцатого патриарха династии – Раку Китидзаэмона, а также работы будущего патриарха, познакомившись с которыми зрители смогут почувствовать бескрайность и безграничность космоса, заключенного в каждой из чашек.
Для создания более глубокого представления об историческом фоне становления керамики Раку, в экспозицию включены работы художника начала 17 в. Хонъами Коэцу, а также роскошные произведения живописи, в том числе известные ширмы «Виды Киото и окрестностей».
Выставка с огромным успехом прошла с 29 марта по 7 июня в музее искусств Лос-Анджелеса (LACMA). В России количество экспонатов будет увеличено почти вдвое, экспозицию пополнят знаменитые работы, в том числе работы основателя династии Раку – Тёдзиро, имеющие статус национального культурного достояния: «Двухцветный лев» из собрания Музея Раку, «Черная чайная чашка-Раку Мукигури («Очищенный каштан»)» из собрания Агентства по делам культуры Японии, «Красная чайная чашка-Раку Муитибуцу («Ничего не иметь»)» из собрания музея изобразительных искусств Эгава и др.
Выставка состоит из почти 160 экспонатов и впервые представляет в России керамику Раку в подобном масштабе.
Сроки проведения выставки:
22 сентября – 15 ноября 2015 года
Место проведения:
Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина
Посещение выставки входит в стоимость входного билета в музей.
* * *
Японский фонд, Музей Раку, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж; совместно с Посольством Японии в России и Генеральным Консульством Японии в Санкт-Петербурге
Содействие по проекту:
Национальный музей современного искусства Киото
При поддерже:
JAL, Finn Air, Finn Air Cargo
Оргкомитет выставки:
Хаясия Сэйдзо (Президент Музея искусств Эгава)
Аканума Така (Мемориальный музей Мицуи)
Ито Ёсиаки (Вице-директор Национального музея Киото)
Раку Китидзаэмон XV (15й наследник семьи Раку, директор Музея изобразительных искусств Раку, Киото)
Кураторы выставки:
Мацубара Рюити (главный куратор, Национальный музей современного искусства, Киото)
Айнура Ишенбаевна Юсупова (куратор, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина)
Татьяна Борисовна Арапова (куратор, Государственный Эрмитаж)
* * *
Обращение действующего патриарха дома Раку,
Раку Китидзаэмона 15-го
Раку – японская самобытная традиция керамики, на протяжении 450 лет передающаяся из поколения в поколение с момента ее основания в 16 веке и до настоящего времени. Духовная основа традиции, наследуемая патриархами династии Раку от основателя – Тёдзиро, до нынешнего 15-го патриарха, представляет собой творческий процесс, являющийся отражением каждой эпохи. В этом изобразительном мире, ограниченном рамками чайной чаши, умещающейся в ладонях, происходит поиск глубинных связей с природой, стремление к философским размышлениям на тему сознания, искусственности и естественности, случайности и неизбежности, части и целого, завершенности и незавершенности, достаточности и недостаточности, и стремление к достижению ощущения вселенной в созидаемых формах. Содержимое чайной чаши можно назвать «вселенной в чайной чаше», раскрывающейся в ладонях, от бесконечного космоса, подобного черной дыре, до едва заметного журчания горной речки. Это не унаследование устаревших ценностей, а по истине авангардное действо, разворачивающееся здесь и сейчас. Созерцательность, заключенная в керамике Раку, созвучна с современными идейными течениями, и, вероятно, раскроет свой глубинный смысл в России и во всем мире.
Выставка, в состав которой входят экспонаты, имеющие статусы Национального культурного достояния и Важного художественного объекта, строится вокруг работ наследников династии Раку, а также включает мои работы, то есть керамику Рку 15-го, и, в качестве «наследуемого будущего», работы Раку Ацундо, который в ближайшем будущем станет 16-м патриархом династии. Большая часть экспонатов взята из коллекции музея Раку в Киото. Музей Раку был основан в 1978 году 14-м патриархом – Какуню, в собрание музея были переданы работы патриархов династии, документальные материалы, а также связанные с чайным действом произведения искусства – все то, что хранились в семье Раку, передававшей традиции на протяжении 450 лет. В коллекцию Музея Раку входят произведения, которые на протяжении долгого времени питали творческий дух патриархов Раку и передавались в семье от поколения к поколению. По этим знаменитым работам учились ведущие мастера Раку: постигая суть традиций, они бросали им новый вызов, и создавали свой собственный изобразительный язык. Можно сказать, что собрание Музея – это квинтэссенция 450-летней истории керамики Раку.
Помимо коллекции музея Раку, являющейся ядром экспозиции, настоящая выставка собрала важнейшие экспонаты из других музеев, в ее состав вошли экспонаты, представленные чайными школами Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ – потомками основателя чайной культуры тя-но ю Сэн Рикю, сохранившими традиции чайного действа до наших дней. Настолько насыщенные выставки редко встречаются даже в Японии. Я искренне рад тому, что жители России смогут вдоволь насладиться миром керамики Раку и углубить свое понимание в этой области.
Раку Китидзаэмон