Классика японского кино: Якудза (18+)
Журнал «Искусство кино» и Отдел японской культуры «Japan Foundation» представляют программу «Классика японского кино: Якудза» в Москве!
Изначально показы программы должны были состояться в марте 2020 года, но в связи с пандемией коронавирусной инфекции были перенесены.
Просим быть внимательными, не забывать о средствах индивидуальной защиты (маски, перчатки), пользоваться антисептиком при входе и выходе из зала, а также по возможности соблюдать дистанцию в 1,5-2 метра.
Якудза – один из важных культурных символов Японии, окруженный ореолом романтики и таинственности. Татуированные антигерои воспринимаются как наследники самурайского кодекса бусидо. По крайней мере, такой образ гангстерам создал японский послевоенный кинематограф.
Как и большинство жанров со специфической иконографией, фильмы о якудза прошли в XX веке через несколько ярко выраженных этапов. Классические мелодрамы культивировали образ благородного преступника. Взрывные боевики 60-х волновала эстетика американского гангстерского кино. Студийный ширпотреб упивался сексом и насилием, а амбициозные режиссеры экспериментировали с киноязыком. За несколько десятилетий жанр прошел через стилизацию, сатиру и ревизионизм. Новое поколение режиссеров во главе с Такеши Китано разобрало его на составные части, и кино о якудза продолжает жить по сию пору как набор формальных приемов и классических тем.
Программа проходит совместно с журналом «Искусство кино» и проектом «КАРО.Арт».
Дата: 9–11 апреля 2021 г.
Место: Кинотеатр "Каро Октябрь"
Адрес: Москва, ул. Новый Арбат, д. 24
Расписание:
9 апреля, 19:30 "Токийский скиталец" (4 зал)
10 апреля, 19:00 "Мой паспорт – кольт" (7 зал)
11 апреля, 19:00 "Жестокий полицейский" (7 зал)
*Показы пройдут на японском языке с русскими субтитрами.
Билеты можно приобрести по ссылке.
После просмотра заполните, пожалуйста, анкету по ссылке.
«Токийский скиталец» (1966)
Криминальный авторитет Курата задумал выйти на пенсию. Его верный подручный Тэцу Хондо по прозвищу «Феникс» рад последовать примеру босса. Но когда он пытается покончить с прежней жизнью, она отвечает ему тем же. Деньги и власть стоят гораздо больше, чем бандитская честь. Тэцу может бежать и прятаться, но он не станет свободен, пока живы его прежние друзья и враги.
К 1966 году студия «Никкацу» уже не знала, что делать со своим неукротимым режиссером Сэйдюном Судзуки. Наконец, ему серьезно урезали бюджет, но его это только раззадорило. Очередную бандитскую поденщину он превратил в шокирующую, фееричную фантасмагорию. Это и абсурдистская комедия. И поп-арт-провокация. И сюрреалистичный диалог ярких красок. И джазовый мюзикл о якудза. И мазохистская карикатура на лицемерную архаику криминального жанра.
«Мой паспорт – кольт» (1967)
Сюдзи Камимура – наемный убийца, и он хорош в своем деле. Слишком хорош, чтобы оставлять его в живых. Мафиозный босс заказывает Камимуре лидера конкурирующей фирмы, и тот с легкостью выполняет задание. А вот сбежать от разъяренного клана якудза оказывается далеко не так просто. Ведь для бандитов он не свой и не чужой, а лишь разменная монета в бесконечном дележе власти.
Эталонный криминальный боевик студии «Никкацу», прославившейся в 1950–60-е годы своим сногсшибательным доморощенным жанром «мукокусэки акусён». В переводе – «безграничный экшен». Он стал безграничным во многих смыслах. С одной стороны, это поразительно интернациональный стилистический коллаж из американского гангстерского кино, новомодных спагетти-вестернов и формалистских европейских экспериментов. С другой, это сплошной поток обаятельного, жизнеутверждающего насилия, которому не видно конца и края.
«Жестокий полицейский» (1989)
Азума – циничный, бессовестный, ехидный детектив, который любит бить неприятных людей и строит из себя Грязного Гарри. Он хороший коп, но очень своевольный и агрессивный. Однажды Азума переходит дорогу банде наркоторговцев. Якудза решают преподать ему урок, но быстро понимают, что совершили ошибку. Нет, Азума не супергерой. Хуже – он отчаянный человек, которому нечего терять.
К концу 80-х годов Такеши Китано прославился на всю страну как комик-нонконформист, но ему хотелось испытать себя на большом экране. Китано удалось заполучить главную роль в криминальном фильме, но из-за проблем с графиком проект остался без постановщика. Разумеется, Бит Такеши не растерялся и сам занял режиссерское кресло. Переписав сценарий, он превратил комедию в трагедию. Сюжеты о «справедливой» мести вне закона всегда популярны и всегда похожи. Но Китано мастерски очеловечивает жанровые клише и переворачивает их с ног на голову.