Часы работы:
пн вт ср чт пт сб вс
10:00-18:00 10:00-18:00
11 февраля 2020 г.

Классика японского кино: Якудза (Москва) 18+

 

Журнал «Искусство кино» и Отдел японской культуры «Japan Foundation» представляют программу «Классика японского кино: Якудза»!

 

Якудза — один из важных культурных символов Японии, окруженный ореолом романтики и таинственности. Татуированные антигерои воспринимаются как наследники самурайского кодекса бусидо. По крайней мере, такой образ гангстерам создал японский послевоенный кинематограф.

Как и большинство жанров со специфической иконографией, фильмы о якудза прошли в XX веке через несколько ярко выраженных этапов. Классические мелодрамы культивировали образ благородного преступника. Взрывные боевики 60-х волновала эстетика американского гангстерского кино. Студийный ширпотреб упивался сексом и насилием, а амбициозные режиссеры экспериментировали с киноязыком. За несколько десятилетий жанр прошел через стилизацию, сатиру и ревизионизм. Новое поколение режиссеров во главе с Такеши Китано разобрало его на составные части, и кино о якудза продолжает жить по сию пору как набор формальных приемов и классических тем.

 

Дата: 14–22 марта

Место: Кинотеатр "Каро Октябрь"

Адрес: Москва, Н.Арбат, 24

 

Расписание:

14 марта, 18:00 "Молодость зверя" (5 зал) 

15 марта, 18:00 "Бледный цветок" (5 зал) 

20 марта, 20:00 "Жестокий полицейский" (5 зал)  перенос (следите за новостями)

21 марта, 18:00 "Мой паспорт — кольт" (9 зал)  перенос (следите за новостями)

22 марта, 18:00 "Токийский скиталец" (9 зал)  перенос (следите за новостями)

 

Билеты можно приобрести по ссылке:

https://kinoart.ru/events/klassika-yaponskogo-kino-yakudza-moskva

Показ пройдёт на японском языке с русскими субтитрами.

 

«Молодость зверя» (1963)

«Молодость зверя» (©1963 Nikkatsu)
 

В город прибывает таинственный незнакомец. Его зовут Джо, и он только что вышел из тюрьмы. Джо умен, хитер, обаятелен и будто притягивает неприятности. Между двумя бандами якудза давно назревает война, так что все хотят заполучить в свои ряды толкового бойца. А Джо только рад услужить и тем и другим. Ведь он здесь не только ради денег, но и ради мести.

Сэйдзюн Судзуки работал на студии «Никкацу» с 1954 по 1967 год. Он снимал фильмы класса «Б», в основном про якудза. С крохотными бюджетами и в рекордные сроки, по три-четыре картины в год. Студия выдавала ему банальные сценарии и назначала актеров на главные роли. Судзуки говорили что снимать, когда и с кем. Но поначалу никто не следил за тем, как именно он это делал. С «Молодости зверя» начинается становление его красочного, авангардного подхода, в котором стиль полностью преображал содержание.

 

 «Бледный цветок» (1964)
 
«Бледный цветок» (©1964 Shochiku Co., Ltd.)
 

Мураки отсидел срок за убийство и наконец вышел на свободу. Он член клана якудза и свято верит в преступный кодекс чести. Его внутренний мир скрыт за черными очками и напускным безразличием. Ночью Мураки отправляется в игорный дом и замечает там Саэко. Девушка хладнокровна и отчаянно бесстрашна. Гангстера завораживает надломленный фатализм, с которым она ищет острые ощущения.

Масахиро Синода — один из лидеров японской кинематографической «новой волны» начала 60-х годов. За всю карьеру он снял лишь одну ленту о якудза. Но этот маргинальный жанр стал благодатной почвой для тем поражения и саморазрушения, которые лейтмотивом проходят через сюжеты Синоды. Жесткую социальную структуру криминального общества режиссер противопоставил декадентству и эротизму. В его руках изысканная стилистика и меланхоличная философия американского нуара преобразились в волшебное поэтическое высказывание.

 

 «Токийский скиталец» (1966)
 
«Токийский скиталец» (©1966 Nikkatsu)
 

Криминальный авторитет Курата задумал выйти на пенсию. Его верный подручный Тэцу Хондо по прозвищу «Феникс» рад последовать примеру босса. Но когда он пытается покончить с прежней жизнью, она отвечает ему тем же. Деньги и власть стоят гораздо больше, чем бандитская честь. Тэцу может бежать и прятаться, но он не станет свободен, пока живы его прежние друзья и враги.

К 1966 году студия «Никкацу» уже не знала, что делать со своим неукротимым режиссером Сэйдюном Судзуки. Наконец, ему серьезно урезали бюджет, но его это только раззадорило. Очередную бандитскую поденщину он превратил в шокирующую, фееричную фантасмагорию. Это и абсурдистская комедия. И поп-арт-провокация. И сюрреалистичный диалог ярких красок. И джазовый мюзикл о якудза. И мазохистская карикатура на лицемерную архаику криминального жанра.

 

  «Мой паспорт — кольт» (1967)

«Мой паспорт — кольт» (©1967 Nikkatsu) 
 

Сюдзи Камимура — наемный убийца, и он хорош в своем деле. Слишком хорош, чтобы оставлять его в живых. Мафиозный босс заказывает Камимуре лидера конкурирующей фирмы, и тот с легкостью выполняет задание. А вот сбежать от разъяренного клана якудза оказывается далеко не так просто. Ведь для бандитов он не свой и не чужой, а лишь разменная монета в бесконечном дележе власти.

Эталонный криминальный боевик студии «Никкацу», прославившейся в 1950–60-е годы своим сногсшибательным доморощенным жанром «мукокусэки акусён». В переводе — «безграничный экшен». Он стал безграничным во многих смыслах. С одной стороны, это поразительно интернациональный стилистический коллаж из американского гангстерского кино, новомодных спагетти-вестернов и формалистских европейских экспериментов. С другой, это сплошной поток обаятельного, жизнеутверждающего насилия, которому не видно конца и края.

 

«Жестокий полицейский» (1989)

 

«Жестокий полицейский» (©1989 Shochiku Co., Ltd.)
 

Азума — циничный, бессовестный, ехидный детектив, который любит бить неприятных людей и строит из себя Грязного Гарри. Он хороший коп, но очень своевольный и агрессивный. Однажды Азума переходит дорогу банде наркоторговцев. Якудза решают преподать ему урок, но быстро понимают, что совершили ошибку. Нет, Азума не супергерой. Хуже — он отчаянный человек, которому нечего терять.

К концу 80-х годов Такеши Китано прославился на всю страну как комик-нонконформист, но ему хотелось испытать себя на большом экране. Китано удалось заполучить главную роль в криминальном фильме, но из-за проблем с графиком проект остался без постановщика. Разумеется, Бит Такеши не растерялся и сам занял режиссерское кресло. Переписав сценарий, он превратил комедию в трагедию. Сюжеты о «справедливой» мести вне закона всегда популярны и всегда похожи. Но Китано мастерски очеловечивает жанровые клише и переворачивает их с ног на голову.

E-mail:
© 2012 – 2024 Центр Японской Культуры «The Japan Foundation»