Классика японского кино: Якудза (Москва) 18+
Журнал «Искусство кино» и Отдел японской культуры «Japan Foundation» представляют программу «Классика японского кино: Якудза»!
Якудза — один из важных культурных символов Японии, окруженный ореолом романтики и таинственности. Татуированные антигерои воспринимаются как наследники самурайского кодекса бусидо. По крайней мере, такой образ гангстерам создал японский послевоенный кинематограф.
Как и большинство жанров со специфической иконографией, фильмы о якудза прошли в XX веке через несколько ярко выраженных этапов. Классические мелодрамы культивировали образ благородного преступника. Взрывные боевики 60-х волновала эстетика американского гангстерского кино. Студийный ширпотреб упивался сексом и насилием, а амбициозные режиссеры экспериментировали с киноязыком. За несколько десятилетий жанр прошел через стилизацию, сатиру и ревизионизм. Новое поколение режиссеров во главе с Такеши Китано разобрало его на составные части, и кино о якудза продолжает жить по сию пору как набор формальных приемов и классических тем.
Дата: 14–22 марта
Место: Кинотеатр "Каро Октябрь"
Адрес: Москва, Н.Арбат, 24
Расписание:
14 марта, 18:00 "Молодость зверя" (5 зал)
15 марта, 18:00 "Бледный цветок" (5 зал)
20 марта, 20:00 "Жестокий полицейский" (5 зал) перенос (следите за новостями)
21 марта, 18:00 "Мой паспорт — кольт" (9 зал) перенос (следите за новостями)
22 марта, 18:00 "Токийский скиталец" (9 зал) перенос (следите за новостями)
Билеты можно приобрести по ссылке:
https://kinoart.ru/events/klassika-yaponskogo-kino-yakudza-moskva
Показ пройдёт на японском языке с русскими субтитрами.
«Молодость зверя» (1963)
В город прибывает таинственный незнакомец. Его зовут Джо, и он только что вышел из тюрьмы. Джо умен, хитер, обаятелен и будто притягивает неприятности. Между двумя бандами якудза давно назревает война, так что все хотят заполучить в свои ряды толкового бойца. А Джо только рад услужить и тем и другим. Ведь он здесь не только ради денег, но и ради мести.
Сэйдзюн Судзуки работал на студии «Никкацу» с 1954 по 1967 год. Он снимал фильмы класса «Б», в основном про якудза. С крохотными бюджетами и в рекордные сроки, по три-четыре картины в год. Студия выдавала ему банальные сценарии и назначала актеров на главные роли. Судзуки говорили что снимать, когда и с кем. Но поначалу никто не следил за тем, как именно он это делал. С «Молодости зверя» начинается становление его красочного, авангардного подхода, в котором стиль полностью преображал содержание.
Мураки отсидел срок за убийство и наконец вышел на свободу. Он член клана якудза и свято верит в преступный кодекс чести. Его внутренний мир скрыт за черными очками и напускным безразличием. Ночью Мураки отправляется в игорный дом и замечает там Саэко. Девушка хладнокровна и отчаянно бесстрашна. Гангстера завораживает надломленный фатализм, с которым она ищет острые ощущения.
Масахиро Синода — один из лидеров японской кинематографической «новой волны» начала 60-х годов. За всю карьеру он снял лишь одну ленту о якудза. Но этот маргинальный жанр стал благодатной почвой для тем поражения и саморазрушения, которые лейтмотивом проходят через сюжеты Синоды. Жесткую социальную структуру криминального общества режиссер противопоставил декадентству и эротизму. В его руках изысканная стилистика и меланхоличная философия американского нуара преобразились в волшебное поэтическое высказывание.
Криминальный авторитет Курата задумал выйти на пенсию. Его верный подручный Тэцу Хондо по прозвищу «Феникс» рад последовать примеру босса. Но когда он пытается покончить с прежней жизнью, она отвечает ему тем же. Деньги и власть стоят гораздо больше, чем бандитская честь. Тэцу может бежать и прятаться, но он не станет свободен, пока живы его прежние друзья и враги.
К 1966 году студия «Никкацу» уже не знала, что делать со своим неукротимым режиссером Сэйдюном Судзуки. Наконец, ему серьезно урезали бюджет, но его это только раззадорило. Очередную бандитскую поденщину он превратил в шокирующую, фееричную фантасмагорию. Это и абсурдистская комедия. И поп-арт-провокация. И сюрреалистичный диалог ярких красок. И джазовый мюзикл о якудза. И мазохистская карикатура на лицемерную архаику криминального жанра.
«Мой паспорт — кольт» (1967)
Сюдзи Камимура — наемный убийца, и он хорош в своем деле. Слишком хорош, чтобы оставлять его в живых. Мафиозный босс заказывает Камимуре лидера конкурирующей фирмы, и тот с легкостью выполняет задание. А вот сбежать от разъяренного клана якудза оказывается далеко не так просто. Ведь для бандитов он не свой и не чужой, а лишь разменная монета в бесконечном дележе власти.
Эталонный криминальный боевик студии «Никкацу», прославившейся в 1950–60-е годы своим сногсшибательным доморощенным жанром «мукокусэки акусён». В переводе — «безграничный экшен». Он стал безграничным во многих смыслах. С одной стороны, это поразительно интернациональный стилистический коллаж из американского гангстерского кино, новомодных спагетти-вестернов и формалистских европейских экспериментов. С другой, это сплошной поток обаятельного, жизнеутверждающего насилия, которому не видно конца и края.
«Жестокий полицейский» (1989)
Азума — циничный, бессовестный, ехидный детектив, который любит бить неприятных людей и строит из себя Грязного Гарри. Он хороший коп, но очень своевольный и агрессивный. Однажды Азума переходит дорогу банде наркоторговцев. Якудза решают преподать ему урок, но быстро понимают, что совершили ошибку. Нет, Азума не супергерой. Хуже — он отчаянный человек, которому нечего терять.
К концу 80-х годов Такеши Китано прославился на всю страну как комик-нонконформист, но ему хотелось испытать себя на большом экране. Китано удалось заполучить главную роль в криминальном фильме, но из-за проблем с графиком проект остался без постановщика. Разумеется, Бит Такеши не растерялся и сам занял режиссерское кресло. Переписав сценарий, он превратил комедию в трагедию. Сюжеты о «справедливой» мести вне закона всегда популярны и всегда похожи. Но Китано мастерски очеловечивает жанровые клише и переворачивает их с ног на голову.