Поздние шедевры Кэндзи Мидзогути (Москва)
Ретроспектива фильмов к 120-летию со дня рождения мастера и выходу русского перевода книги о нём «Мидзогути и Япония»
К 120-летию со дня рождения режиссера Кэндзи Мидзогути в Москве пройдет ретроспектива фильмов мастера.
Даты проведения: 5 — 14 сентября 2018 года
Место: Инженерный корпус Государственной Третьяковской галереи, конференц-зал
Адрес: Лаврушинский переклок, д.12
Организаторы: Японский фонд, Государственная Третьяковская галерея
Вход: по билетам (120 рублей). Билеты доступны в кассах ГТГ, а также онлайн на официальном сайте Музея по ссылке.
Возрастное ограничение: 18+
Внимание! Фильмы будут показаны на японском языке с английскими субтитрами и с синхронным переводом на русский язык через наушники.
Сказки туманной луны после дождя
(1953, 96 мин.)
Режиссёр: Кэндзи Мидзогути
Сценарий: Мацутаро Кавагути, Ёсиката Ёда
Оператор: Кадзуо Миягава
Музыка: Фумио Хаясака
Производство: Дайэй (Kиото)
В ролях: Матико Кё (Вакаса), Масаюки Мори (Гэндзюро), Кинуё Танака (Мияги) , Эйтаро Одзава (Тобэи), Мицуко Мито (Охама), Сугисаку Аояма (Старый монах)
Окрестности озера Бива охвачены Гражданскими войнами. Гончар Гэндзюро и его шурин Тобэи со своими семьями отправляются в город в надежде продать свои изделия. На полпути Гэндзюро, видя опасность и трудность дороги, отправляет жену и детей обратно.
В городе изделия гончаров пользуются огромным успехом. Получив большую прибыль, Тобэи покупает оружие и вступает в ряды самураев, не обращая внимания на возражения своей жены Охама. Гэндзюро представляет свои изделия дому Кутики, где его встречает прекрасная Вакаса. Очарованный красотой женщины, он остаётся жить с ней. Тобэи после захвата главы вражеских войск получает титул генерала и очень гордится своими заслугами. В это же время он узнаёт, что его жене пришлось заняться проституцией, и раскаивается в своём поступке. Гэндзюро также приходит в чувство, узнав, что Вакаса не что иное, как призрак дома Кутики, чьи обитатели пали жертвами войны. Он возвращается домой, где его ждёт призрак жены, которая погибла на обратном пути.
Фильм является интерпретацией двух мистических новелл Уэда Акинари.
Картина получила «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале в 1953 году.
Гейша (Гион Баяси)
(1953, 85 мин.)
Режиссёр: Кэндзи Мидзогути
Сценарий: Ёсиката Ёда
Оператор: Кадзуо Миягава
Музыка: Итиро Сайто
Производство: Дайэй
В ролях: Митиё Когурэ (Миёхару), Аяко Вакао (Эйко), Эйтаро Синдо (Савамото, отец Эйко), Сэйдзабуро Кавадзу (Кусуда), Итиро Сугаи (Саэки), Харуо Танака (Огава), Кандзи Косиба (Кандзаки), Сумао Исихара (Кокити), Бэнкэи Сиганоя (Сукэдзиро), Тиэко Нанива (Окими)
Экранизация романа Мацутаро Кавагути.
Шестнадцатилетняя Эйко после смерти матери отправляется навестить её подругу Миёхару, гейшу, работающую в традиционном Киотском квартале Гион. Та предлагает девушке стать майко, ученицей гейши. Отец Эйко, больной разорившийся портной, отказывается поддержать дочь и Миёхару берёт на себя оплату за кимоно и уроки традиционных искусств для Эйко. Для этого ей приходится взять деньги в долг у Окими, посредницей между гейшами и клиентами.
Перед своим дебютом во время визита к Окими Эйко знакомится с Кусуда, бизнесменом, и Кандзаки, госслужащим. Кусуда проявляет симпатию к Эйко, а также заинтересован в деловом контракте с Кандзаки. Заметив, что Кандзаки неравнодушен к Миёхару, он решает использовать Миёхару в своих интересах. Миёхару сопротивляется и старается защитить свою подопечную, но выясняется, что деньги, взятые в долг на дебют Эйко у Окими, на самом деле принадлежат Кусуда.
Кусуда приглашает двух гейш и Кандзаки в Токио, где пытается сблизиться с Эйко, но терпит неудачу. Он пытается надавить на Миёхару через Окими, чтоб заставить её стать любовницей Кандзаки. После отказа Миёхару, Окими обрывает с ней все связи, тем самым оставляя Миёхару и Эйко без работы. В конце концов Миёхару, чувствуя свою ответственность перед Эйко, соглашается провести ночь с Кандзаки, тем самым даёт ей понять, что такова судьба гейши.
Эйко и Миёхару возвращаются в Гион.
9 сентября, воскресенье, 15:00
Кэндзи Мидзогути: жизнь кинорежиссёра
(Канэто Синдо, 1975, 132 мин)
Режиссёр: Канэто Синдо
Оператор: Ёсиюки Миякэ, Киёми Курода, Хисаси Симода
Музыка: Симпэи Кикути
Монтаж: Мицуо Кондо, Кэйко Фудзита
Продюсер: Канэто Синдо
Производство: Киндай Эйга Кёкай
Участники интервью:
Кинуё Танака(актриса)
Митиё Когурэ(актриса)
Матико Кё(актриса)
Масаити Нагата(продюсер)
Ёсиката Ёда(сценарист)
Дайсукэ Ито(режиссёр)
Кадзуо Миягава(оператор)
Мацутаро Кавагути(писатель)
и другие
Картина «Кэндзи Мидзогути: жизнь кинорежиссёра» объединяет в себе документальный фильм, посвящённый биографии режиссера, и драму человека, прожившего в мире кино пятьдесят лет. Всемирно известный режиссёр, Кэндзи Мидзогути, скончался от лейкемии в 1956 году в возрасте 58 лет, оставив в наследие такие выдающиеся произведения, как «Гионские сёстры» (1936), «Сказки туманной луны после дождя» (1953), «Управляющий Сансё» (1954), «Повесть Тикамацу» (1954).
Канэто Синдоработал вместе с Мидзогути над картиной «Сорок семь верных вассалов эпохи Гэнроку» (1941-1942) в качестве ассистента режиссёра. Чувство глубокого почтения и восхищения перед мастером вдохновили Синдо взять интервью о жизни Мидзогути у 39 человек, включая актёров, актрис и членов съёмочной группы, кинокритиков, а также гейш и домохозяек, живущих по соседству.
Сценария у фильма не было. Синдо решил позволить интервью вплетаться в хронику жизни режиссёра, от начала его творческой карьеры в студии «Никкацу» в 1921 году, режиссёрского дебюта в 1923 году сквозь 30 лет и 84 фильма до последней картины «Осакская история», которая осталась незаконченной. По словам Синдо, в своём фильме он попытался посредством живых интервью подтвердить фигуру Мидзогути как человека, который посвятил жизнь единственной цели и вложил в это всю свою творческую силу. Каждый эпизод рассказан с разных точек зрения, что позволяет раскрыть многостороннй образ Мидзогути.
Герои драматического, полного противоречий фильма – уникальная личность Мидзогути Кэндзи, 39 человек, которые воплотили на экране свою теплоту и привязанность к режиссёру, и Синдо Канэто, выражающий данным фильмом уважение и неисчерпаемую любовь к своему учителю – все они задаются одним и тем же вопросом: «Что значит жить по-настоящему полной жизнью?»
Управляющий Сансё
(1954, 124 мин.)
Режиссёр: Кэндзи Мидзогути
Сценарий: Фудзи Яхиро, Ёсиката Ёда
Оператор: Кадзуо Миягава
Музыка: Фумио Хаясака
Производство: Дайэй
В ролях: Кунуё Танака (Тамаки) , Ёсиаки Ханаяги (Дзусио), Кёко Кагава (Андзю), Эйтаро Синдо (Сансё), Акитакэ Коно (Таро), Тиэко Нанива (Убатакэ), Кэн Мицуда (Мородзанэ), Рёсукэ Кагава (Доммё Рисси), Масао Симидзу (Масаудзи Тайра)
Экранизация одноимённого рассказа Огая Мори, который был написан на основе народной сказки «Андзю и Дзусио».
Действие разворачивается на закате эпохи Хэйан. Семья аристократического рода, женщина Тамаки, её сын Дзусио и младшая дочь Андзю, в сопровождении прислуги отправляется в поездку на побережье Этиго. В результате столкновения с работорговцами, семья распадается. Тамаки отправляют на корабле на остров Садо, Дзусио и Андзю продают в рабство в трудовой лагерь в Танго, которым управляет Сансё. Спустя десять лет Дзусио и Андзю узнают от одной рабыни, прибывшей с Садо, о женщине, которая упоминала в песнях их имена, и понимают, что их мать ещё жива. Дзусио совершает побег из лагеря, успешно добирается до Киото, где встречается с советником императора Мородзанэ. Дзусио назначают на должность губернатора в Танго, после чего он вводит запрет на работорговлю и конфискует имущество Сансё. Исполнив свой долг, Дзусио оставляет пост и отправляется на остров Садо, где находит свою ослепшую мать.
Фильм получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале в 1954 году.
Район красных фонарей
(1956, 87 мин.)
Режиссёр: Кэндзи Мидзогути
Сценарий: Масасигэ Нарусава
Оператор: Кадзуо Миягава
Музыка: Тосиро Маюдзуми
Производство: Дайэй
В ролях: Аяко Вакао (Ясуми), Матико Кё (Микки), Айко Мимасу (Юмэко), Хироко Матида (Ёриэ), Митиё Когурэ (Ханаэ), Ясуко Каваками (Сидзуко), Эйтаро Синдо (Курадзо Тая), Садако Савамура (Тацуко Тая), Фудзио Харумото (Аоки), Хисао Тоакэ (Сиоми)
В баре «Юмэ но Сато» несколько женщин занимаются проституцией, чтобы заработать себе на жизнь. Среди них Юмэко, у которой есть сын Сюити, Ясуми, тратящая заработанные деньги на освобождение отца из-под ареста, Ханаэ, чей муж неспособен найти работу, Микки, бывшая любовница темнокожего солдата и Ёриэ, оказавшаяся в доме терпимости в силу обстоятельств.
Япония находится на пороге принятия Закона, запрещающего проституцию, и хозяин борделя сообщает, что, если Закон одобрят, девушки попадут в тюрьму.
Ёриэ первая распродаёт своё имущество и, выйдя замуж, уезжает в родную деревню. Однако, не оправдав свои надежды на счастье, девушка возвращается к прежнему образу жизни.
Юмэко едет навестить своего сына на родину, где узнаёт, что сын теперь живет в Токио. После того как Сюити отказывается видеть её, обвиняя в бесстыдном занятии, Юмэко возвращается в свой единственный дом и впоследствии лишается рассудка.
Ясуми, верящая в безграничную власть денег, обманывает своего богатого любовника Аоки, который откладывал деньги на их свадьбу. Узнав об обмане, Аоки пытается задушить Ясуми, ему не удаётся убить девушку и в результате он оказывается под арестом. Позже Ясуми становится владелицей магазина белья, который ранее принадлежал её бывшему клиенту.
Тем временем, Закон о запрете проституции был отклонён, и в баре «Юмэ но Сато» под яркими неоновыми огнями по-прежнему слышны старые и новые женские голоса, приглашающие мужчин к весёлому времяпровождению.
Последняя режиссёрская работа Кэндзи Мидзогути.
* * *
Справки по телефону: +7 495 626 55 83/85 (Отдел японской культуры "Japan Foundation")