"Удел человеческий". Трилогия Масаки Кобаяси
Специальные показы к 60-летию выхода фильма Масаки Кобаяси "Удел человеческий".
Совместно с Государственной Третьяковской Галереей.
Даты проведения: 11 — 13 февраля 2021 года
Место: Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус, кинозал
Адрес: Лаврушинский пер., 12
Организаторы: Японский фонд, Государственная Третьяковская галерея
Вход: 150 рублей (билеты доступны в кассах зала, а также на официальном сайте ГТГ)
Все фильмы, кроме помеченных звездочкой, демонстрируются на японском языке с синхронным переводом на русский язык
Фильмы, помеченные звездочкой, демонстрируются на японском языке с русскими субтитрами.
Просьба заполнить нашу онлайн-анкету после просмотра фильма.
Просим быть внимательными, не забывать о средствах индивидуальной защиты (маски, перчатки), пользоваться антисептиком при входе и выходе из зала, а также по возможности соблюдать дистанцию в 1,5-2 метра.
Расписание:
Удел человеческий / Ningen no jôken
Япония, 1958 — 1961
Режиссёр Масаки Кобаяси
11 февраля, четверг, 19.00
Сеанс I (части I-II) "Нет на свете сильнее любви" 18+
1958-1959, 200 мин.
12 февраля, пятница, 19.00
Сеанс II (части III-IV) "Дорога в вечность" 18+
1958-1959, 182 мин.
13 февраля, суббота, 17.30
Сеанс III (части V-VI) "Молитва солдата" 18+
1960-1961,189 мин.
Сеанс I (части I-II) "Нет на свете сильнее любви"
©1959 Shochiku Co.,Ltd
Действие происходит в Маньчжурии в 1943 году.
За спинами Кадзи и его возлюбленной Митико, которые стоят у заснеженной деревушки, – грохот солдатских сапог. Императорская армия не только оккупировала Маньчжурию, но и участвует во Второй мировой войне.
Кадзи добровольно вызвался служить на шахте в Южной Маньчжурии, чтобы избежать участия в прямых военных действиях против китайцев. Эта шахта, по сути, – концлагерь. Старания Кадзи облегчить жизнь заключённых разбиваются о жестокость главного надзирателя, Окадзаки.
Тем временем, на шахту прибывают «спецрабочие», – 600 измученных военнопленных.
Кадзи делает всё, чтобы им увеличили пайку, пытается ввести более гуманное обращение с ними. Но ему самом приходится прибегнуть к наказаниям – хотя бы для того, чтобы полуголодные пленные не ели опасные для жизни недозрелые злаки…
Один из сослуживцев заявляет, что «производительность труда этих мужчин возрастёт, если удовлетворить их физические потребности», и Кадзи предоставляет в распоряжение пленных несколько женщин, «спутниц» лагеря… Одна из них, Ян Чжунлань, влюбляется в заключённого Као. Другая, Цзин Дунфу, оказывается вовлечённой в интригу, цель которой – организовать побег. Не последний элемент этой интриги – коррупция…
Бесстрашный Кадзи продолжает завоёвывать доверие пленных своей гуманностью. Он добивается лучших условий работы, и благодаря этому производительность труда на шахте вырастает на 20%.
Не в силах терпеть жестокость Окадзаки, заключённые нападают на него. Надзиратель докладывает военной полиции, будто он стал жертвой попытки побега. Као и шесть его товарищей приговорены к смерти. Кадзи тщетно пытается их спасти. Увидев обезглавленного Као, Кадзи в отчаянии бросается между японским солдатом и его следующей жертвой. Казалось бы, участь его решена, но вся масса военнопленных с угрожающими криками начинает надвигаться на перепуганного солдата военной полиции. Казни отложены, однако Кадзи арестовывают и подвергают жестоким пыткам. В тюрьме его навещает верная Митико. Внезапно Кадзи выпускают, но радость оказывается недолгой – юношу посылают на фронт.
Заслужив лишь враждебность соотечественников и насмешки китайского населения, ради которого он столько претерпел, Кадзи отправляется на передовую. Он даже не успевает обнять свою любящую жену – единственную, кто понимает, перед какой дилеммой он оказался…
Сеанс II (части III-IV) "Дорога в вечность"
©1959 Shochiku Co.,Ltd
Маньчжурия, 1944-1945 годы.
Аванпост Северо-Маньчжурской армии японских Императорских вооруженных сил. В нещадном холоде Кадзи и его товарищи проходят обучение на солдат. Офицеры ругают и бьют новобранцев за малейшую провинность. Кадзи, верный своим чувствам, не может побороть в себе стремления отстаивать справедливость. Старшие по званию не одобряют его поведения: за ним постоянно наблюдают, так как в донесениях военной полиции он значится как подозреваемый в коммунистических взглядах.
Впрочем, Кадзи не увиливает от учений, он образцовый солдат, только «неподходящие» взгляды приносят ему неприятности. Рядовой Синдзё, прослуживший уже три года, признаётся Кадзи, что мечтает о том дне, когда он дезертирует, перейдёт границу СССР и «окажется в стране свободных людей». Но Кадзи думает о своей верной жене Митико, ждущей его возвращения.
Однажды Митико добирается до казарм и просит свидания с мужем. Несмотря на строгую военную дисциплину командир роты разрешает супругам провести ночь вместе: он знает, что его часть скоро отправят на границу.
На границе солдатам приходится рыть траншеи и патрулировать местность. Однажды вечером Синдзё и старшина Баннаи замечают странную вспышку у дома местного крестьянина. Несмотря на уверения Синдзё в том, что молодой крестьянин невиновен, Баннаи расстреливает его. Синдзё ждёт ареста. Случайность – степной пожар – спасает его и дарит долгожданную возможность перебежать через границу. Кадзи, помогая ему, вязнет в болоте.
Он приходит в себя в госпитале. Здесь Кадзи временно дают работу в прачечной, пока старшая медсестра не узнаёт о его связи с одной из сиделок.
Попав в новое подразделение, Кадзи встречает старого друга Кагэяму, который теперь обучает новобранцев. Кагэяма предлагает Кадзи стать его помощником. Кадзи соглашается с одним условием: новобранцы будут освобождены от притеснений старослужащих. В итоге жертвой «дедов» становится сам Кадзи. Доведённый до безумия, он со штыком в руках бросается на обидчиков. Друзья удерживают его от преступления, но Кадзи за провинность отправляют в трудовой наряд.
Кадзи с подчинёнными оборудует огневые позиции.
Тем временем на Западном фронте немцы терпят поражение, и в августе 1945 года советские войска пересекают японские границы. Плохо вооруженные, недоукомплектованные японские подразделения гибнут одно за другим. Кадзи и его необученным новобранцам удаётся достать винтовки и боеприпасы для отпора советским танкам. Их самоотверженность напрасна, танки сминают линию обороны…
Кадзи приходит в себя после атаки. В наступившей тишине он вылезает из окопа, чтобы найти других выживших. На его крики нет ответа, он тщетно бродит, разыскивая остатки уничтоженного взвода…
Сеанс III (части V-VI) "Молитва солдата"
©1961 Shochiku Co.,Ltd
Оператор: Ёсио Миядзима
Художник: Сюкэй Хиратака
Композитор: Тюдзи Киносита
Продюсеры: Сигэру Вакацуки, Масаки Кобаяси
В ролях: Тацуя Накадаи (Кадзи), Митиё Аратама (Митико, его жена), Такэтоси Найто (рядовой Тангэ), Кэйдзиро Мородзуми (капрал Хиронака), Юскэ Кавадзу (рядовой Тэрада), Кодзи Киёмура (рядовой Хикита), Кёко Кисида (Рюко, проститутка), Фудзио Суга (капитан Нагата), Нобуо Канэко (капрал Кирихара), Тисю Рю (староста деревни переселенцев), Тамао Накамура (беженка).
Маньчжурия, 1945 год.
После внезапного советского прорыва из отряда Кадзи уцелели только он сам и двое его подчинённых. Начинается долгий путь трёх товарищей по лесам, холмам, разорённым деревням. К ним присоединяются беженцы. Не вынеся тягот, слабейшие умирают. То и дело путники видят у дороги тела погибших японских военных.
Во время отдыха у речки к ним присоединяется ещё один солдат, потерявший своих, — Тангэ. В своё время он подружился с Кадзи, когда оба лечились в полевом госпитале. Кадзи обсуждает с Тангэ перспективы Японии после превращения войны — чего им ждать от нового, будущего общества? «Может быть, мы платим слишком дорогую цену за эту гнилую свободу», — изрекает Тангэ. Он убеждён, что нужно сдаться советским войскам.
В хаосе отступления японские солдаты наталкиваются то на колонны беженцев, то на грузовики, полные кричащих женщин. Кадзи начинает понимать, как ужасна судьба женщин в потерпевшей поражение стране. Все его мысли — о южной Маньчжурии, где его дожидается любящая жена.
В конце концов, Тангэ сдаётся в плен, но Кадзи и его маленький отряд продолжают идти, отбиваясь от советских атак. Не только китайские, но и японские поселения разорены ордами разбредшихся по Маньчжурии солдат, местные жители уже не в силах помогать ни им, ни беженцам. Приходит утро, когда Кадзи и его спутники решают, что лучше сдаться в плен, чем продолжать тщетное сопротивление и лишь навлекать огонь советских войск на дома дружелюбных колонистов, которые рискнули приютить их.
В советском концлагере Кадзи обнаруживает, что дело стоит гораздо хуже, чем он думал. Его идеалы поколеблены. Капрал Кирихара, поставленный надсмотрщиком над соотечественниками, убивает солдата Тэраду лишь за то, что тот рылся в пищевых отбросах, пытаясь найти еду для своих товарищей. Пленных заставляют работать весь день, давая очень скудную пищу и лишь немного воды. Кадзи пытается жаловаться через переводчика, но его как «военного преступника» отправляют на ещё более тяжёлые работы.
Отомстив за смерть Тэрады — убив Кирихару, Кадзи бежит из лагеря. Его цель — юг Маньчжурии. В руке он сжимает одну клёцку — подарок жене, которая ждёт его уже два года. Измученный голодом и непосильным трудом, он борется из последних сил. В конце концов, он уже не может встать на ноги. Танцующие снежинки вскоре укроют его неподвижное тело.