Часы работы:
пн вт ср чт пт сб вс
10:00-18:00 10:00-18:00
08 августа 2019 г.

Синематека: Классика анимэ (Москва) 18+

Журнал «Искусство кино» и Отдел японской культуры «Japan Foundation» представляют фестиваль японской анимации!

Японская анимация или «анимэ» — это уникальный вид искусства с удивительными традициями и десятилетиями творческого наследия. В нашей программе мы представляем несколько выдающихся произведений, которые на весь мир прославили анимацию своей страны и укрепили в массовом сознании западного зрителя интерес к экзотическому «анимэ». Экранизация первой манги, переведенной на английский язык («Босоногий Гэн»), любимцы зрителей, критиков и кинематографистов: от монументальных 80-х до драматичных 2000-х – мы приглашаем вас в экспресс-поездку по новейшей истории рисованной Японии.

 

Дата: 7–15 сентября

Место: Кинотеатр "Каро Октябрь"

Адрес: Москва, Н.Арбат, 24

 

Расписание:

7 сентября, 16:00 – "Босоногий Гэн" 

8 сентября, 16:00 – "5 сантиметров в секунду"

9 сентября, 20:00 – "Игра разума"

14 сентября, 16:00 – "Истинная грусть"

15 сентября, 16:00 – "Актриса тысячелетия"

 

Билеты можно приобрести по ссылке:

https://kinoart.ru/events/sinemateka-klassika-anime

Показ пройдёт на японском языке с русскими субтитрами.

 

«Босоногий Гэн» (BarefootGen, はだしのゲン, 1983, 85 мин., 12+)

Режиссер: Мори Масаки

1945 год. Хиросима. Школьник Гэн Накаока живет в маленьком домике вместе с родителями, сестрой и братом. Он играет, ходит в школу, помогает отцу с работой, волнуется за беременную маму. Тем временем неотвратимо приближается 6 августа, которое изменит жизнь Гэна навсегда..

«Босоногого Гэна» помнят в первую очередь благодаря душераздирающим эпизодам, изображающим атомную бомбардировку города в мучительных, патологических подробностях. Почти фотографический реализм отдельных деталей врезается в общую атмосферу сюрреалистичного ночного кошмара, от которого никак не получается пробудиться. Память о национальной трагедии открывается горечей, кровоточащей раной. И зрители, вслед за героями, уже не чувствуют ничего, кроме отчаянной, ослепляющей боли.

Однако, «Гэн» — это нечто большее, чем слепок сиюминутных страданий. Это жестокая, непреклонная антивоенная драма. Она подмечает всё. Унизительную нищету, бесконечный голод, агонию слепого патриотизма. Автобиографическая манга Кэидзи Накадзавы в 70-е годы с трудом пробилась в печать, но благодаря усилиям волонтеров-переводчиков прославилась на весь мир. Успех укрепила трилогия кинофильмов, а затем последовала и анимационная дилогия от студии Madhouse. Экранизация не может вместить в себя всех персонажей, все темы и подробности оригинала, но цепко ухватывает суть и иллюстрирует сухие исторически факты россыпью пронзительных личных трагедий.

 

«5 сантиметров в секунду» (5 centimeters per second, 秒速 5 センチメートル, 2007, 63 мин., 12+)

Режиссер: Макото Синкай

Три четко разделенных акта фильма рассказывают о нелегкой романтической жизни Такаки Тоно. Уже в младших классах он знакомится с девочкой своей мечты, но их отношениям не суждено тихое плавание. Такаки предстоит пережить расставание, разлуку и одиночество. История освещает детство, отрочество и юность героя, который отчаянно пытается разобраться в себе и совладать со своими чувствами.

Творческий триумф режиссера Макото Синкая со стороны может показаться настоящей сказкой. Юный энтузиаст, не имевший опыта работы в индустрии, в конце 90-х решился чуть ли не в одиночку делать мультфильмы. В 26 лет он уже получал первые награды, а за следующие десять лет создал знаменитую трилогию подростковых мелодрам, которая превратила его в одного из самых популярных анимационных режиссеров нашего времени.

Успеха Синкай добился благодаря смелому использованию новых технологий, феноменальной работоспособности и эмоциональной открытости. Аудитория легко прощала технические огрехи, статичные кадры и высокопарные монологи, потому что чувствовала руку и сердце автора в каждом рисунке. Несовершенство человеческих коммуникаций; отношения, разрушенные временем и расстоянием. Эти вечные, универсальные темы Синкай проиллюстрировал роскошными фонами и изумительным богатством деталей. Целое поколение зрителей выросло, оплакивая мучительные юношеские переживания героев «5 сантиметров» и без устали слушая закрывающую фильм песню «One more time, one more chance».

 

«Игра разума» (MindGame, マインドゲーム, 2004, 103 мин., 18+)

Режиссер: Масааки Юаса

 

Однажды художник Робин Ниси нарисовал мангу, герой которой, тоже по имени Ниси, рисует комикс про самого себя. Аниматор Масааки Юаса в качестве своего режиссерского дебюта решился на экранизацию. Завязка фильма не предвещает чего-то слишком радикального. 20-летний Ниси – трус, дурак и неудачник. Он мечтает жить не вхолостую, а здесь и сейчас. Быть смелым, открытым, честным с собой. Вместо этого он прозябает в унынии, знакомится с женихом девушки, которую сам любит еще со школы. А потом появляются якудза и убивают Ниси на 20 минуте фильма. Вскоре герой возвращается к жизни... Вот тогда фильм официально сходит с ума.

Масааки Юаса – один из самых известных, ярких, плодовитых и разноплановых японских режиссеров современности. Именно «Игра разума» открыла его миру, как незаурядного постановщика, бесстрашного экспериментатора и чудака без царя в голове. Творчество Юасы распахивает окно в мир независимой, неформальной, глубоко индивидуальной японской анимации. Режиссер играет с изобразительными формами, постановкой сцен, перспективой, музыкой и ритмом. Юаса боготворит движение, а потому в его фильмах все бегут, летят и скачут. Его сюрреалистичная манера вобрала в себя приемы, техники и влияния со всего мира, но саму ее невозможно ни с чем спутать.

 

«Истинная грусть» (Perfect Blue, パーフェクトブルー, 1998, 81 мин., 18+)

Режиссер: Сатоси Кон

Мима Киригоэ живет двумя жизнями. В одной она скромная девушка из маленькой квартирки. В другой – популярная певица, улыбающаяся с плакатов и телеэкранов. Одна Мима – настоящая, другая – маска. Но вот кто из них кто? Менеджеры убеждают молодую звезду оставить музыку ради более перспективной карьеры актрисы. Это значит, что она должна забыть о своем ангельском сценическом образе и принять новый, совсем уж чуждый и некомфортный. А пока Мима переживает кризис идентичности, одержимый фанат ее альтер-эго решает отомстить тем, кто лишил его любимого идола.

Сатоси Кон за свою короткую карьеру добился уникального положения в японской анимации. Публика и пресса приняли его, как серьезного, «взрослого» режиссера. Кон брался за сюжеты и целые жанры, которые традиционно считались прерогативой игрового кино, и каждый раз доказывал безграничные возможности своей формы искусства. Его анимация с легкостью раскрывает любую идею, любого персонажа. Он говорит со зрителями на чистом языке кино, а его кадры и сцены можно «читать», как открытую книгу.

В своем дебютном фильме режиссер рисует реалистичный, приземленный мир, а жизнь своей героини наполняет сиюминутными делами, вещами и привычками. Тем сильнее оказывается эффект, когда подсознательные желания героини, ее сны и видения начинают просачиваться на экран и разъедать хрупкую ткань реальности. Идеи двойственности, самообмана, отношений личности с социумом красной нитью проходят через творчество Сатоси Кона. И начало они берут в этом фильме.

 

«Актриса тысячелетия» (Millennium Actress, 千年女優, 2002, 87 мин., 12+)  

Режиссер: Сатоси Кон 

 

Документалист Гэнъя Татибана не может поверить своей удаче – он получил шанс взять интервью у легендарной киноактрисы Тиёко Фудзивары. Она покинула индустрию на пике славы и много лет провела в добровольном затворничестве. Обаятельная пожилая женщина тепло встречает съемочную группу и начинает вести свой рассказ…  

«Актриса тысячелетия» – это чарующая лирическая мелодрама, любовное послание золотому веку японского кинематографа, преисполненное искренним восхищением и светлой ностальгией. Очаровательное чувство юмора, выверенный темп повествования, изобретательный язык кино – в своей второй режиссерской работе Сатоси Кон демонстрирует настоящее режиссерское и сценарное мастерство. Биографию героини он написал, вдохновляясь историями двух великих актрис 40-60-х годов – Сэцуко Хары и Хидэко Такаминэ. Его Тиёко в своих фильмах проживает десятки жизней и тысячу лет. От эпохи самураев до далекого будущего. В реальной жизни она видит, как рушится империя, и родная страна возрождается из пепла. Она примеряет маски и играет роли, но всегда остается собой. Через все роли и фильмы, через всю жизнь актриса несет заветное желание – отыскать потерянного человека, саму себя и неуловимое, иллюзорное счастье.

E-mail:
© 2012 – 2024 Центр Японской Культуры «The Japan Foundation»