Фестиваль кино
Часы работы:
пн вт ср чт пт сб вс
10:00-18:00 10:00-18:00

Попробуем создать «Карту слов»!

 

СОВЕТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

В этом разделе мы представляем идеи и советы по конкретным способам обучения, которые можно сразу применить в ходе обучения японскому языку за рубежом.

 

Читать с использованием словаря/с фуриганой Как пользоваться

 POPjisyo.com | リーディング チュウ太 | ひらひらのひらがなめがね

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

 Цели
  • Запоминать слова не механически, а визуально, связывая их с уже изученными словами
 Уровень подготовки, необходимый для использования
  • Любой уровень, однако методику легче применять, начиная с уровня А2 по стандартам JF и выше
 Количество студентов в группе
  • Любое количество 
 Что нужно для использования
  • Лист бумаги формата А3, цветные ручки

 

УВЕЛИЧИВАЕМ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Словарный запас играет очень важную роль в изучении японского языка. Словарный запас тесно связан со всеми четырьмя языковыми навыками (аудирование, разговорные навыки, чтение, письмо). Носители японского языка естественным образом усваивают слова в повседневной жизни, однако у изучающих японский язык возможности естественного усвоения ограничены, им необходимо сознательное изучение в классе. В то же время в реальности на языковых занятиях часто основное внимание уделяется грамматике, а на изучение лексики отводится не так много времени, не так ли? В этой статье рассказывается о карте слов, которую можно легко использовать на занятии в качестве одного из методов обучения.

 

ЧТО ТАКОЕ КАРТА СЛОВ

Карта слов – это так называемая ментальная карта, которая связывает слова и выражения по определенной теме с помощью ассоциативных связей. Ее составляет учащийся, либо учащийся и преподаватель, либо учащиеся в паре. В центре листа бумаги пишут слово, которое станет темой карты, слова, имеющие отношение к теме, связывают друг с другом с помощью линий.

 

Рис.1: пример карты слов (тема «Времена года и погода»)

 

Рис.2: пример карты слов (тема «Праздники»)

 

На рисунках 1 и 2 представлены карты слов, составленные учащимися на самостоятельно выбранные ими темы. Можно также, как это сделано на карте, представленной на рис.1, писать любые приходящие в голову по ассоциации слова, при этом используя любые части речи: 「春」 («весна», существительное), 「きれい」 («красивый», прилагательное), 「散歩する」 («гулять», глагол) и пр. При создании карты, представленной на рис.2, использованы рисунки и фотографии. Считается, что зрительная информация в виде конкретных картинок и фотографий оставляет впечатление и стимулирует память (Paivio, 1990).

 

ДОСТОИНСТВА КАРТЫ СЛОВ

(1) ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Учащиеся могут изучать японские слова, используя уже имеющиеся у них знания и понятия. В особенности у взрослых студентов есть много знаний на родном языке. Если сначала раскрыть какую-либо тему, используя имеющиеся на родном языке понятия, а затем подставить под них соответствующие японские слова, то запомнить слова не составит труда.

 

(2) ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Учащиеся могут систематизировать свой словарный запас и проверить свои знания после занятия. Например, в начале занятия по японскому языку на тему «Школа» составляется карта слов на эту тему. В конце занятия на эту карту ручкой другого цвета на карту добавляются новые изученные слова. Фиксируя таким образом процесс обучения, учащийся осознает его: «Теперь я знаю больше слов!» Со своей стороны, преподаватель тоже может обратиться к карте слов в начале занятия, чтобы ввести необходимые учащимся новые слова, дать пояснения и исправить ошибки.

Рис.3: карта слов в начале занятия

 

Рис.4: карта слов в конце занятия

 

(3) РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ЗА СЧЕТ ТЕМ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ИНТЕРЕС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Интересы и увлечения учащихся бывают самыми разными: одни увлекаются музыкой J-POP и анимэ, другие – традиционной культурой Японии, например, кимоно или чайной церемонией тядо. Если дать учащимся возможность составить карту слов, не указывая при этом тему, то в ходе работы могут всплыть самые разные слова, вытекающие из личного опыта и ощущений: «инстаграм», «зоопарк», «мой опыт путешествий» и пр. Иногда от учащихся можно узнать слова, неизвестные даже носителю японского языка. Таким образом, создание карты слов на темы, представляющие интерес для учащихся, стимулирует их любопытство и усиливает желание учиться: «Это весело!», «Хочу попробовать!» После составления карт слов на свободную тему можно предоставить учащимся время для того, чтобы они поделились друг с другом результатами работы. Таким образом они смогут познакомиться со словами, с которыми не сталкиваются в повседневной жизни, и научиться простыми словами объяснять сложные термины.

Помимо этого карта слов предоставляет и другие возможности: 4) глядя на карту слов, можно повторять выученные слова; 5) составление карты слов переводит лексику из пассивной в активную; 6) карты слов можно использовать при подготовке к сочинениям или дискуссиям и пр. (Nation, 2013).

А теперь, в качестве примера п. (6), рассмотрим реальный опыт введения карты слов в работу над сочинением.

 

РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ ВВЕДЕНИЯ КАРТЫ СЛОВ В РАБОТУ НАД СОЧИНЕНИЕМ

Существует способ использовать карту слов в качестве подготовительного этапа к продуктивной деятельности (сочинение, выступление и пр.). Пример использования при написании сочинения также описан ИИДЗИМА Митико (2015). Можно сказать, что карта слов прекрасно подходит для проверки знания необходимой для продуктивной деятельности лексики, обдумывания структуры и содержания.

В качестве примера рассмотрим задание из урока 10 учебника «Маругото начальный уровень 1 А2, понимание»: написать сочинение на тему «Я хочу когда-нибудь поехать в Японию»[1].

 

(1) СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ СЛОВ

Прежде всего в центр карты слов вписывается имя учащегося (рис. 5). Затем учащийся начинает заполнять карту, добавляя на нее «страну, которая меня интересует», «что мне интересно в культуре страны», «что я хочу сделать в этой стране», «мои впечатления (от того, что я уже делал в этой стране)». Говоря о карте слов, мы обычно имеем в виду непосредственно слова, однако, поскольку речь идет о начальном этапе обучения, на котором учащиеся изучают одновременно лексику, грамматику и выражения, можно, чтобы они использовали при заполнении карты изученную на этом уроке грамматику, целые выражения и служебные слова. Например, на рис.5 на карте написано 「図書館」(библиотека)―「しょうらいいきたいです」 (в будущем хочу пойти), 「Camel」(ラクダ)(верблюд)―「のりたいです」 (хочу покататься), то есть становится понятно, что учащийся сознательно изучает словосочетания вида «существительное + глагол». Кроме того, использована изученная на этом занятии желательная форма «-тай дэсу» и устойчивое словосочетание «таносими дэсу». В самом начале еще трудно писать сразу связными предложениями, а составление карты слов позволяет, повторяя грамматические формы и лексику, составлять структуру будущего сочинения. Если какие-то слова на японском еще незнакомы, можно вписывать их на карту на родном языке, а затем посмотреть в словаре или спросить у преподавателя.

Рис.5: пример использования карты слов в работе над сочинением

 

(2) НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

Затем на основе карты слов пишется сочинение. Нет необходимости отражать в нем содержание всей карты. Можно выбрать то, о чем особенно хочется написать, и изложить это связным текстом (рис.6).


Рис.6: сочинение, написанное на основе карты слов с рис.5

 

НА ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ РАБОТЕ С КАРТОЙ СЛОВ

Исследования в области изучения второго языка показали, что изучение слов в их связи друг с другом достаточно эффективно, однако, если пытаться запомнить в связке новые, еще не твердо заученные слова, это может запутать учащегося (Tinkham, 1997). Например, если пытаться сразу запомнить все названия овощей, то в конечном итоге можно запутаться, что из них 「はくさい」 (китайская капуста), а что -「にんじん」(морковь).

Кроме того, в этой статье мы в основном рассматривали карты слов, составленные учащимися, однако существует также способ работы, при котором преподаватель в диалоге с учащимися совместно с ними составляет карту слов, заставляя их вспомнить забытые или вводя новые слова. Преподаватель может также предлагать слова на основе подходящих  учебных пособий[2].

Карта слов – это очень удобный метод изучения лексики. Он понятен визуально и делает процесс обучения увлекательным. Не попробовать ли и вам ввести карту слов в свои занятия?

 

Справочная литература

  • ИИДЗИМА Митико (2015), «Занятия по иероглифике с использованием учебных материалов по иероглифике, содержащих карты слов – От изучения лексики к написанию сочинения» ( 飯嶋美知子「語彙マップを掲載した漢字教材を使用しての漢字授業―語彙習得から作文へ―」- Гои маппу-о кэйсай сита кандзи кёдзай-о сиё ситэ-но кандзи дзюгё – гои сютоку-кара сакубун-э) — Журнал Общества изучения иероглифики JSL『JSL漢字学習研究会誌』7, 19-28;
  • Японский фонд (2011) «Японский фонд, серия «Методика преподавания японского языка 3 – Преподаем буквы и слова» (『国際交流基金日本語教授法シリーズ3 文字・語彙を教える』 Кокусай корю кикин Нихонго кёдзюхо сиридзу 3 Модзи гои-о осиэру), изд-во «Хицудзи сёбо» (ひつじ書房);
  • ТОКУХИРО Ясуё (2016), «Разработка учебных пособий по изучению лексики и иероглифики для начального уровня (徳弘康代「語彙マップを用いた初級漢字語彙教材の開発」- Гои маппу-о мотиита сёкю кандзи гои кёдзай-но кайхацу) — Журнал Общества изучения иероглифики JSL『JSL漢字学習研究会誌』8, 15-19;
  • Nation, I.S.P. (2013). Learning vocabulary in another language. Second edition.Cambridge: Cambridge University Press;
  • Paivio, A. (1990). Mental representations: A dual coding approach.New York: Oxford University Press;
  • Tinkham, T. (1993). The effect of semantic clustering on the learning of second language vocabulary. System, 21,371–380.

 

Упомянутые учебные пособия

  • ТОКУХИРО Ясуё (2014), «Изучение лексики и иероглифики с помощью карты слов — Начальный уровень – 1400» (徳弘康代『語彙マップで覚える漢字と語彙 初級1400』- Гои маппу-дэ обоэру кандзи-то гои Сёкю 1400) — Издательство J-риса-ти ( ジェイ・リサーチ出版);
  • КИНОСИТА Нориаки, МИЦУХАСИ Асако, МАРУЯМА Макико(2015), «Тренинг по расширению словарного запаса японского языка» (木下謙郎・三橋麻子・丸山真貴子『にほんご語彙力アップトレーニング』- Нихонго гоирёку аппу торэнингу), издательство ASK (アスク出版).

ИКЭДА Канако
Cпециально назначенный инструктор
Международного центра японского языка

 

[1] Бланк сочинения можно бесплатно скачать с сайта "Маругото"

[2] Очень помогут в этом учебные пособия 『語彙マップで覚える漢字と語彙 初級1400』 («Изучение лексики и иероглифики с помощью карты слов — Начальный уровень – 1400») и『にほんご語彙力アップトレーニング』 («Тренинг по расширению словарного запаса японского языка»)

E-mail:
© 2012 – 2024 Центр Японской Культуры «The Japan Foundation»